Проблемы работы с детьми в генетике. Деонтология в генетике

С проблемой наследственных заболеваний у детей сталкивается каждый врач - педиатр, эндокринолог, невролог и другие специалисты. Поэтому вопросы деонтологии в отношении врача-генетика и больного ребенка и его родственников — лишь часть проблем деонтологии, хотя и имеющая свои особенности.

Врачи-генетики, работающие в медико-генетических консультациях и имеющие дело с детьми, должны помимо генетических знаний, владеть широким кругом общегигиенических и организационных знаний уметь пользоваться как специалисты разнообразными приемами непосредственного ручного, зрительного, инструментального распознавания наследственных болезней и лечения больных детей. Культурное и гуманное, человечное отношение к больному ребенку и его родственникам, осуществление психопрофилактики в широком понимании этого слова обеспечивают гармонию во взаимоотношениях врача-генетика, так же как и педиатра общего профиля, и больного.

Врач-генетик, имеющий дело с больным ребенком, страдающим наследственным заболеванием, находится в постоянном контакте не только с больным, но и его родственниками (родители, бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), которые оценивают состояние ребенка со своей стороны, не имея специфических знаний, и нередко превратно толкуют результаты исследований (нормальные варианты кариотипа, вариации данных содержания аминокислот в крови, линидов, активность ферментов и т.д.). Врач-генетик постоянно сталкивается с различным уровнем образования и материального обеспечения семьи, иногда безразличием к состоянию ребенка или гиперболизацией симптомов болезни.

Врачу-генетику и врачу-педиатру приходится учитывать не только клиническую картину болезни на данный период, но необходимо знать закономерности возрастной физиологии детского организма - периоды роста и развития ребенка, стадии нервно-психического развития, иммунной системы, формирования репродуктивной функции и др., т.е. применительно к наследственной патологии детского возраста принципы деонтологии имеют свои, специфические особенности. Следует также принимать во внимание возрастные особенности поведения детей, уровень их нервно-психического развития, возможности контакта, а также опыт и навыки общения врача с ребенком, необходимые знания законодательных и нормативных международных и государственных актов, регламентирующих права ребенка и семьи.

работа с детьми в генетике

Медицина за долголетнюю историю накопила огромный материал по вопросам взаимоотношений врача и больного. «Должное» отражается в правилах внутреннего распорядка детского учреждения, в том числе и генетического профиля.

Деонтология (от греч. Seov, Seovt, что означает должное + logos -учение) - совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX века английским философом-утилитаристом Дж. Бентамом (J. Bentham). О «должном» говорится в законе РФ о здравоохранении, в приказах Минздравсоцразвития, в правилах внутреннего распорядка для больных и медицинского персонала, имеющихся в каждом лечебно-профилактическом учреждении. Медицинская деонтология включает основы учения о врачебной этике и эстетике, о врачебном долге, о врачебной тайне и т.д. Усилия медицинских работников направлены на такую организацию работы, благодаря которой обеспечивалась бы профилактика заболевания, возникшие наследственные болезни успешно лечились, создавались оптимальные условия для ухода и лечения. Правильное использование материальных возможностей, разумное распределение обязанностей медицинских работников, их искреннее отношение к делу создают хорошие условия для медицинского обслуживания. Важен облик наших детских лечебно-профилактических учреждений: врачебные кабинеты для детей, детские палаты должны вызывать у детей отрадные эмоции.

Громадные достижения последних лет в области генетики человека и молекулярной генетики привели к созданию таких технологий, которые позволяют влиять на геном человека, помогают планировать деторождение, осуществлять прогнозирование состояния здоровья потомства и т.д. Наряду с позитивом, создалась такая ситуация, при которой человек может определять свою биологическую судьбу. В связи с этим неизбежно возникло много правовых и этических проблем при оказании медицинской помощи больным, и прежде всего детям с наследственной патологией.

Вопросы этики (греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер) как науки о совокупности норм поведения, отношения с людьми, определяющих нравственную оценку явлений общественной жизни, становятся все более актуальными. Условно можно обозначить этику как свод правил, а деонтологию - свод практических действий (допустимых или недопустимых), определяемых правилами этики. Таким образом, медицинская этика определяет правила взаимоотношения врача и больного (стратегия), а медицинская деонтология определяет действия, направленные на выполнение медицинского долга (тактика), обозначенные в своде правил медицинской этики.

Бурное развитие генетики, молекулярной и клеточной биологии, биотехнологии привело к появлению термина «биоэтика» — как своду этических норм и правил, применяемых для обоснования биотехнологии в медицине (пересадка органов и тканей, генноинженерные методы диагностики и терапии, экстракорпоральное оплодотворение и др.).

Все положения врачебной деонтологии и общечеловеческой морали, сформулированные со времен Гиппократа, остаются в отношении семьи с наследственным заболеванием в силе до настоящего времени. Но особые черты наследственной патологии - свойство передаваться последующим поколениям, длительный период существования (пожизненность), нередко прогрессирующий характер течения, тяжесть течения - ставят перед врачами и обществом наряду с общими, ряд специфических этических проблем. Это связано с тем, что широкое внедрение высоких технологий в медицинскую практику может принести вред не только развивающемуся организму ребенка, но и повлиять на состояние здоровья будущих поколений.

- Читать далее "Профилактика наследственной патологии. Биоэтические проблемы"

Оглавление темы "Этика и деонтология в генетике":
1. Проблемы работы с детьми в генетике. Деонтология в генетике
2. Профилактика наследственной патологии. Биоэтические проблемы
3. Методы дородовой диагностики. Кому принадлежит эмбрион с наследственной патологией?
4. Принципы этики и деонтологии врача генетика. Работа с детьми с наследственной патологией
5. Деонтология в генетическом стационаре. Медицинская сестра генетического стационара
6. Медико-генетическая помощь детям в нашей стране. Подготовка врачей-генетиков
7. Требования к врачу-генетику. Деонтология генетика
8. Повышение квалификации врача-генетика. Стиль общения врача-генетика с пациентом
9. Психология врача-генетика. Психотерапия в генетическом стационаре
10. Правила ВОЗ при медико-генетическом консультировании. Этические требования при генетическом тестировании

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: