Принципы этики и деонтологии врача генетика. Работа с детьми с наследственной патологией

Врачи-генетики, работающие в медико-генетических учреждениях, особенно часто имеют дело с больными детьми и их родителями, а часто и родственниками ребенка. Они должны уметь пользоваться как специалисты разнообразными приемами непосредственного клинического обследования ребенка (углубленный клинико-генетический анамнез, физикальное и инструментальное обследование ребенка, оценка состояния внутренних органов и систем организма и др.), в том числе и сложного электрометрического исследования и современных компьютерных систем распознавания болезней и лечения наследственных заболеваний.

При первом контакте не всегда удается найти взаимное доверие между врачом-генетиком и родителями и родственниками пробанда. Наличие наследственного заболевания в семье накладывает определенный отпечаток на поведение родителей, связанный с укоренившимся мнением среди населения о неизлечимости наследственных болезней.

Усилия медицинских работников направлены на такую постановку лечебно-профилактической помощи, благодаря которой наследственные заболевания предупреждались бы, имеющиеся заболевания успешно ликвидировались — точная и ранняя диагностика, создание максимальных условий для ухода, лечения и обучения ребенка (учащегося школьника).

Правильное использование материальных возможностей, рациональное распределение обязанностей медицинских работников, их искренняя заинтересованность в профессиональном деле создают хорошие условия для специализированной медико-генетической помощи детям.

этика и деонтология врача

Нужно принять во внимание, что больные с наследственной патологией могут иметь самые разнообразные отклонения в своем развитии (разная степень отставания в нервно-психическом развитии, наличие врожденных аномалий органов и систем организма, разная степень потери зрения, слуха и т.д.), поэтому необходим дифференцированный подход к созданию положительных эмоций в генетическом стационаре.

Врачам-генетикам и врачам-педиатрам, имеющим дело с детьми с наследственной патологией, часто приходится иметь дело не со здоровыми родителями, а носителями наследственных заболеваний. Кажущееся внешнее здоровье родителей иногда не находит адекватной реакции на врачебные сведения, так как носительство определенных генов сопровождается отклонениями в поведенческих реакциях одного или обоих родителей, а иногда и наличием аналогичного заболевания у кого-либо из родителей.

Дети, больные наследственными и врожденными заболеваниями, - это особые дети. Не менее особыми являются и их родители, которые часто сами являются либо больными сходными заболеваниями, либо носителями патологических генов, что в свою очередь отражается на поведении родителей и их реакциях на окружающую действительность.

Нужно всегда принимать во внимание психологический статус ребенка, поступающего в стационар: одни, страдающие нервно-психическими расстройствами, имеют задержку развития и общения с людьми и родителями, другие равнодушны и замкнуты в себе, третьи - агрессивны и упрямы и т.д. Следует считаться с тем фактом, что даже воспитанные дети, обладающие хорошим характером, становясь больными, делаются мнительными, требовательными, неуравновешенными. В больнице ребенок находится в другой, отличной от привычной домашней среды, и требуется определенное время, чтобы ребенок привык к больничной обстановке.

При поступлении в генетический стационар одни дети внешне спокойны, вторые не скрывают боязни, но всегда тревога отражается на лицах родителей, их бабушек и/или дедушек. Следует отметить, что наследственная патология не всегда сопровождается снижением интеллекта детей, нередко она может проявляться только физическими дефектами, хотя в генетическом стационаре сосредотачиваются дети в большинстве случаев с нервно-психическими отклонениями (до 50 % и более), а с учетом научных исследований удельных вес подобных больных еще выше.

В генетическом стационаре ребенок попадает в другую обстановку, его кормят не так, как дома, изменяется режим, меняется распорядок дня и ухода, свобода передвижений ограничивается палатой, коридором. Однако дети с нормальным интеллектом или малыми отклонениями, особенно раннего и дошкольного возраста, быстро привыкают к больничной обстановке и в большинстве случаев не испытывают чувства отрыва от семьи. Они контактируют со своими сверстниками, рады приходу родителей, спокойно переносят временную разлуку с семьей. Но все-таки они остро реагируют на уход из палаты матери, отца, чем иногда затрудняют процесс лечения. Педагогам, работающим с детьми, страдающими наследственными болезнями, всегда трудно создавать надлежащий режим, щадящий психику детей, занимая их спокойными играми и педагогическими занятиями.

- Читать далее "Деонтология в генетическом стационаре. Медицинская сестра генетического стационара"

Оглавление темы "Этика и деонтология в генетике":
1. Проблемы работы с детьми в генетике. Деонтология в генетике
2. Профилактика наследственной патологии. Биоэтические проблемы
3. Методы дородовой диагностики. Кому принадлежит эмбрион с наследственной патологией?
4. Принципы этики и деонтологии врача генетика. Работа с детьми с наследственной патологией
5. Деонтология в генетическом стационаре. Медицинская сестра генетического стационара
6. Медико-генетическая помощь детям в нашей стране. Подготовка врачей-генетиков
7. Требования к врачу-генетику. Деонтология генетика
8. Повышение квалификации врача-генетика. Стиль общения врача-генетика с пациентом
9. Психология врача-генетика. Психотерапия в генетическом стационаре
10. Правила ВОЗ при медико-генетическом консультировании. Этические требования при генетическом тестировании

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: