Спортивная нагрузка. Патологическое влияние спорта на сердце

Что же касается занятий спортом, то в современном спорте длительность и интенсивность высоких тренировочных нагрузок определяется не врачом и даже не тренером. Это зависит от уровня спортивных достижений в данном виде спорта на сегодняшний день. Чем выше этот уровень, тем длительнее, интенсивнее и объемнее должны быть тренировки, ибо иначе невозможно достичь нужного результата. Они проводятся подчас 2—3 раза в день. Учитывая непрерывный рост спортивных рекордов, очевидно, что тренировки в спорте сегодня более интенсивны, чем вчера, но менее интенсивны, чем они будут завтра. Достаточно сказать, что олимпийские чемпионы 1964 г. или 1972 г. сегодня заняли бы места в четвертой десятке. Таким образом, роль врача в занятиях спортом иная, чем при занятиях физкультурой. Он не может существенно регулировать физическую нагрузку, делать какие-либо перерывы и т. п., так как тогда невозможно достичь нужных результатов.

Задача врача в спорте заключается в наблюдении за тем, чтобы постоянное увеличение тренировочных нагрузок, лежащее в основе спортивной тренировки, не опережало, а соответствовало все повышающемуся уровню функционального состояния. Иначе говоря, чтобы физическая нагрузка не была чрезмерной.

Индивидуализация тренировочной нагрузки и здесь, конечно, обязательна, однако диапазон ее невелик и производится на высоком исходном, по степени нагрузки, уровне. Задачей врача являются также предупреждение и своевременная диагностика возможных отрицательных влияний напряженных тренировок. Если же выявляется невозможность спортсмена справиться с такими высокими нагрузками, то тренировки следует запретить и рекомендовать занятия оздоровительной физкультурой.

Такое разграничение понятий «спорт» и «физическая культура», разумеется, не претендует на решение теоретических споров об их сущности. Однако с чисто медицинских позиций оно представляется правомерным, и такая их трактовка необходима практическому врачу.

влияние спорта на сердце

Возвращаясь к вопросу о спортивном сердце — то ли всегда патологическом, то ли всегда здоровом и способном справляться с любыми физическими нагрузками — очевидно, что обе эти позиции не отражают истинного положения вещей и приняты быть не могут.

Истина, как это обычно бывает, лежит посредине, и ясность в этот вопрос внес выдающийся советский терапевт-кардиолог профессор Г. Ф. Ланг. Прежде всего Г. Ф. Ланг утверждал, что спортивная кардиология является неотъемлемой частью общей кардиологии. Он отлично понимал значение, важность и необходимость изучения сердечно-сосудистой системы при занятиях спортом, считая, что такое изучение поможет правильному пониманию основных вопросов общей кардиологии.

По его мнению, кардиологу, наряду с изучением больного сердца с различной степенью снижения функции, следует обязательно изучать сердце спортсмена, обладающее высоким уровнем функционального состояния.

Его представления об этой проблеме, как, впрочем, и по ряду других проблем, находят с каждым днем все большее и большее подтверждение. Г. Ф. Ланг сыграл огромную роль в разработке основных положений, которые легли в основу советской спортивной кардиологии и определили пути ее развития. Он впервые создал в руководимой им факультетской терапевтической клинике I Ленинградского медицинского института им. акад. И. П. Павлова стационар для спортсменов. Для этого были выделены две палаты, в которые направлялись спортсмены для исследования состояния сердечно-сосудистой системы.

- Читать далее "Ланг о спортивном сердце. Определение спортивного сердца"

Оглавление темы "Спортивная подготовка детей":
1. Спортивное сердце. Влияние спорта на сердце
2. Значение спорта для сердца. Оценка физкультуры и спорта
3. Спортивная нагрузка. Патологическое влияние спорта на сердце
4. Ланг о спортивном сердце. Определение спортивного сердца
5. Секция плавания. Спортивные способы плавания
6. Изучение дыхания при плавании. Изучение техники движения рук при плавании
7. Простые прыжки. Волейбольная секция
8. Упражнения для овладения техникой волейбола. Приемы и передачи мяча
9. Учебные игры в волейбол. Основные ошибки игры в волейбол
10. План урока по волейболу. Секция ручного мяча

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: