Спортивное сердце. Влияние спорта на сердце

Возможности изучения влияния занятий спортом на состояние внутренних органов, в частности на сердце, у первых спортивных врачей, работавших в школах борцов и гладиаторов Древнего Рима, были, естественно, весьма ограничены. Кроме того, следует думать, что эти вопросы их тогда не интересовали, поскольку, как уже было сказано, высокие спортивные результаты совсем не связывали с повышением уровня состояния здоровья. Они достигались в основном за счет здоровья.

Это, естественно, дает основания предполагать, что физические нагрузки в этих школах были чрезмерными. Этим, по-видимому, следует объяснить, что такие гениальные врачи того времени, как, например, Гиппократ и Гален, не увидели в занятиях спортом их оздоровительного влияния, а, наоборот, утверждали, что занятия спортом опасны для здоровья, что спортсмены обычно до старости не доживают и т. п.

Тезис об отрицательном влиянии спорта на состояние здоровья, в частности на состояние сердечно-сосудистой системы, отстаивался многие годы. Еще в конце XIX и в начале XX в. многие ученые утверждали, что занятия спортом вредны для здоровья, что они могут быть причиной возникновения болезней сердца и даже, что отмечающееся в последние годы повсеместное увеличение числа сердечно-сосудистых заболеваний является следствием вовлечения в занятия спортом все большего числа людей. Точку зрения об отрицательном влиянии занятий спортом на состояние здоровья отстаивали такие выдающиеся ученые, как Corvisar (1811), Leyden (1886) и мн. др.

Одним из оснований, подтверждавших такую точку зрения, являлось то, что у спортсменов обычно определялось расширение границ сердца, расценивавшееся как гипертрофия миокарда, а в тот период всякое увеличение объема сердца рассматривалось как патологическое явление.

спортивная медицина

Появился ряд исследований как советских, так и зарубежных авторов, посвященных сердечно-сосудистой системе и ее изменениям под влиянием спортивной тренировки. Эти исследования заставили во многом пересмотреть оценку спортивного сердца, как всегда патологического. Прежде всего трудно было объяснить, как спортсмены с патологически измененным сердцем добиваются высоких и все время растущих спортивных результатов и выполняют огромные тренировочные нагрузки.

Существенно изменилось также представление о том, что всякая гипертрофия миокарда представляет собой всегда патологическое явление. Еще в 1891 г. В. В. Пашутин утверждал, что гипертрофию миокарда следует расценивать как физиологическую реакцию адаптации. В 1907 г. Schiffer установил, что работоспособность увеличенного сердца повышается.

Прогресс медицинской науки, расширение возможностей диагностики привели к тому, что точка зрения на сердце спортсмена, как всегда патологическое, существенно изменилась. Уже с начала XX в., а особенно начиная с 20—30-х годов нашего столетия, начали публиковаться работы, в которых достаточно убедительно опровергалось представление о спортивном сердце, как всегда патологическом.

Помимо расширения диагностических возможностей врача, связанного с появлением новых, совершенных методов исследования сердечно-сосудистой системы, изменению этих позиций способствовало создание системы тщательного медицинского отбора в спорт, особенно разработка основных принципов и путей определения соответствия тренировочной нагрузки возможностям спортсмена, ее выполняющего. Появились солидные исследования, в которых было показано положительное влияние физических упражнений и спорта на сердечно-сосудистую систему.

- Читать далее "Значение спорта для сердца. Оценка физкультуры и спорта"

Оглавление темы "Спортивная подготовка детей":
1. Спортивное сердце. Влияние спорта на сердце
2. Значение спорта для сердца. Оценка физкультуры и спорта
3. Спортивная нагрузка. Патологическое влияние спорта на сердце
4. Ланг о спортивном сердце. Определение спортивного сердца
5. Секция плавания. Спортивные способы плавания
6. Изучение дыхания при плавании. Изучение техники движения рук при плавании
7. Простые прыжки. Волейбольная секция
8. Упражнения для овладения техникой волейбола. Приемы и передачи мяча
9. Учебные игры в волейбол. Основные ошибки игры в волейбол
10. План урока по волейболу. Секция ручного мяча

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: