Течение заикания - логоневроза. Координационный невроз по Гутцману

Течение болезни часто имеет рецидивирующий характер, но нередко детское заикание излечивается или с возрастом постепенно смягчается и исчезает. Клиническая картина по мере течения заболевания изменяется. Так, по наблюдению Е. Фрёшельса (Frochels, 1931), по мере развития заболевания могут усиливаться тонические компоненты. Сопутствующие движения, особенно сложные действия, так же как эмболофразия, являются признаком более или менее длительно существующего заболевания.
Замечено, что заикающийся привыкает применять эти движения с целью облегчения речи.

В настоящее время можно считать признанным, что заикание является проявлением невротического состояния — особой формой невроза.
Эволюция взглядов на заикание имеет много общего с историей учения о неврозах вообще. На протяжении ряда веков, вплоть до девятнадцатого столетия, возникновение заикания связывалось с нарушениями анатомического строения органов речи. В дальнейшем стали искать причину заикания в нарушениях иннервации периферического речевого аппарата (Kuszmaul Л., 1879; Сикорский, 1889; Gutzmann И., 1924), рассматривали заикание как результат нарушения координации речевых движений вследствие непроизвольного, судорожного сокращения мышц речевого аппарата, как невроз координации.

Координационный невроз, по Гутцману (Gutzmann, 1924), обусловлен раздражительной слабостью центрального, двигательного речевого аппарата. Сопутствующие речи движения являются результатом распространения судорог на центры, управляющие этими движениями, и рассматриваются как непроизвольные.

В дальнейшем, рядом авторов (Неткачев, 1913, и др.) была развита теория психогенной природы заикания. Оно стало рассматриваться как психоневроз — своеобразное навязчивое состояние, основным проявлением которого являются страх и неуверенность больного за свою речь. Фрёшельс (Froschels, 1931), развивая эту точку зрения, считал, что сопутствующие движения в основном произвольны и обусловлены стремлением больного облегчить осуществление речевого акта.

заикание-логоневроз

Осознавание своего дефекта является, по мнению перечисленных авторов, основным механизмом, поддерживающим невротическое состояние. Частое возникновение заикания в период развития речи объясняется тем, что в этот период мысль ребенка опережает его речевые возможности. Гутцман (Gutzmann, 1924) считает, что подобное несоответствие речи и мышления может привести к развитию заикания лишь при наличии слабости центрального артикуляторного аппарата, тогда как Фрёшельс (Froschols, 1931) полагает, что и в этих случаях заикание возникает как следствие осознания дефекта.

В настоящее время как в России, так и за рубежом делаются попытки анализировать заикание с позиций учения И. П. Павлова о неврозах (Гиляровский, 1933; Хватцев, 1959; Поварнин, 1959; Zeeman, 1962). Речевые нарушения при этом рассматриваются как симптомы общего невротического расстройства и вместе с тем как заболевание всего организма в целом.

Закрепление заикания объясняется образованием патологических условных связей. Исходя из этого, советские авторы настаивают на необходимости комплексного лечения заикания, направленного не только на устранение речевого дефекта, но и на общее оздоровление и укрепление нервной системы (Флоренская, 1949; Власова, 1957; Поварнин, 1959, и др.). Как одни из методов лечения заикания, не исключающего специальную логопедическую работу, предлагают сонную терапию и гипноз. Успешность этого лечения подтверждает невротическую природу заикания.

Зееман (Zeeman, 1962), анализируя структуру заикания, придает большое значение нарушениям правильных взаимоотношений между деятельностью коры и ближайшей подкорки. Он указывает, что при логоневрозе имеют место динамические нарушения функции стрио-паллидарной системы, связанные с ослаблением контролирующего влияния со стороны коры больших полушарий. Нарушения корково-подкорковых взаимоотношений создают повышенную эмотивную лабильность и нарушение деятельности вегетативной нервной системы.

Анализ механизмов развития заикания в свете учения И. П. Павлова о неврозах несомненно перспективен, однако в этом направлении должна быть проведена еще большая исследовательская работа, направленная на выяснение того, почему невротические проявления концентрируются в речедвигательной системе.

- Читать далее "Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков"

Оглавление темы "Детские неврозы влияющие на сердце":
  1. Детские неврозы. Клиника неврозов у детей
  2. Влияние внутриутробного развития на нервную систему. Причины детских неврозов
  3. Возрастные особенности неврозов. Психическая травматизация ребенка
  4. Затяжные психогенные реакции у детей. Подражание как причина неврозов и заикания
  5. Неврастения у детей. Проявления и признаки детской неврастении
  6. Логоневроз у детей. Заикание и его причины
  7. Течение заикания - логоневроза. Координационный невроз по Гутцману
  8. Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков
  9. Невроз сердца. Капельное и юношеское сердце
  10. Вегетативная нервная система при неврозах сердца. Учение о неврозах органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: