Возрастные особенности неврозов. Психическая травматизация ребенка

Как указывалось, частота возникновения неврозов не одинакова в разных возрастах. Это обусловлено в значительной мере социальными факторами. Невроз может возникнуть или усилиться в связи с поступлением ребенка в школу, особенно в том случае, когда ребенок по своему умственному и физическому развитию еще не подготовлен к школьным требованиям.

Увеличение заболеваемости в пубертатном периоде обусловлено не только и не столько анатомо-физиологическими особенностями этого возраста, сколько социальными причинами. В этом возрасте перестраивается отношение подростка к окружающему, резко выражено стремление к самостоятельности, самоутверждению, пробуждается интерес к другому полу.

Это часто связано с неправильной оценкой своих возможностей, своей внешности, своего положения в семье. Отношения с родителями, воспитателями и учителями усложняются, могут возникать конфликты в школе и дома. Все это предрасполагает к возникновению неврозов и обострению имевшихся раньше невротических проявлений, особенно в тех случаях, когда ситуация складывается неблагоприятно.

психическая травматизация

Классификация симптомов, выделение отдельных форм детских неврозов представляет большие трудности, в связи с чем некоторые клиницисты предпочитают говорить не о формах, а об отдельных типах детских невропатий. Г. Е. Сухарева (1959) совершенно справедливо замечает, что классификация форм детской нервности, построенная по патогенетическому принципу, может быть создана только на основе изучения патофизиологической сущности различных неврозов, т. е. тогда, когда отдельные группы будут характеризоваться не только сходством клинических проявлений, но и общностью патофизиологической основы.

Сходные взгляды высказывают и другие невропатологи (Футер, 1957, и др.). Клиническая картина невроза и его течение тесно связаны с особенностями психотравмы. Невроз может протекать различно, в зависимости от того, связано ли его возникновение с острой психической травмой (психический шок) или с длительной психической травматизацией (Симеон, 1958; Сухарева, 1959, и др.).

Психогенная реакция на острую травму, чаще наблюдающаяся у маленьких детей, может протекать с помрачением сознания, двигательным и вегетативными расстройствами. Эти реакции сравнительно однообразны по своим проявлениям и мало зависят от особенностей личности. В их осуществлении участвуют древние филогенетические уровни нервной системы.

Реакции на менее интенсивные и более постепенно действующие травмы всегда оказываются более сложными, индивидуально различными. Может быть различным и их течение. Так, реакция на острую травму часто, особенно у маленьких детей, оказывается кратковременной, тогда как реакция на длительно действующую травмирующую ситуацию наклонна принимать затяжной характер. Разграничение психогенных реакций у детей на острые и затяжные но всегда может быть четко проведено. Однако оно имеет значение не только для прогноза, но и для выбора терапевтического вмешательства.

- Читать далее "Затяжные психогенные реакции у детей. Подражание как причина неврозов и заикания"

Оглавление темы "Детские неврозы влияющие на сердце":
  1. Детские неврозы. Клиника неврозов у детей
  2. Влияние внутриутробного развития на нервную систему. Причины детских неврозов
  3. Возрастные особенности неврозов. Психическая травматизация ребенка
  4. Затяжные психогенные реакции у детей. Подражание как причина неврозов и заикания
  5. Неврастения у детей. Проявления и признаки детской неврастении
  6. Логоневроз у детей. Заикание и его причины
  7. Течение заикания - логоневроза. Координационный невроз по Гутцману
  8. Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков
  9. Невроз сердца. Капельное и юношеское сердце
  10. Вегетативная нервная система при неврозах сердца. Учение о неврозах органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: