Неврастения у детей. Проявления и признаки детской неврастении

Неврастению как отдельную форму нервных заболеваний ребенка выделяет большинство авторов (Гуревич, 1932; Озероцкий, 1934, 1938; Сухарева, 1959, и др.). Диагноз неврастении ставится в тех случаях, когда в картине нервного заболевания, развившегося остро или подостро, на первый план выступают явления раздражительной слабости. Отмечается повышенная утомляемость, трудность сосредоточения внимания, раздражительность, мнительность, боязливость. Настроение ребенка неустойчиво, часто понижено, дети плачут без серьезного повода. Может измениться отношение ребенка к окружающим: он становится менее общительным.

Дети, страдающие неврастенией, обычно плохо переносят зрелища, шумные игры, т. с. всякие сильные раздражители. Дети старшего возраста говорят, что им стало трудно усваивать учебный материал и высказывают жалобы ипохондрического характера. Часто наблюдаются головные боли с определенной локализацией. Заболевание сказывается на внешнем виде ребенка. Дети худеют, бледнеют, под глазами появляются синие круги. Иногда отмечаются диспептическио явления, наклонность к запорам, нарушается сон. При неврологическом обследовании может выявиться тремор век, языка и пальцев рук, гиперестезия кожи головы и ряд признаков функционального расстройства вегетативной нервной системы.

В этиологии неврастении обычно удается выявить факторы, вызвавшие истощение нервной системы: физическое или умственное переутомление, длительные эмоциональные напряжения. Отмечено, что неврастения чаще возникает у детей самолюбивых, придающих большое значение мнению окружающих и чрезмерно напрягающих свои силы.

Ослаблению нервной системы могут способствовать соматические заболевания, недоедание и тяжелые бытовые условия. Неврастения чаще развивается у детей, у которых ранее отмечались то или иные симптомы детской нервности, у детой со слабым типом нервной деятельности. Однако заболевание при неблагоприятных условиях может возникнуть и у совершенно здорового в нервном отношении ребенка.

Различают два вида неврастении, нерезко разграниченные между собой. При одном из них на первый план выступают истощаемость и повышенная утомляемость, при другом — явления раздражительности, несдержанности и импульсивности. Эти типы сходны с теми, которые были описаны при неврастении взрослых.

неврастения у детей

Течение неврастении, как правило, благоприятное, особенно в тех случаях, когда удается устранить причины, содействующие нервному истощению. Как указывалось, начало неврастении может быть острым. Чаще, однако, симптомы неврастении проявляются с раннего детства и начало заболевания трудно определить. В таких случаях клиницисты пользуются терминами «детская нервность», или «невропатия» — «невротическое состояние».

Число экспериментальных исследований, осуществленных на детях, страдающих различными формами детской нервности, невелико; исследованию неврастении или близких к этому заболеванию состояний посвящено всего несколько работ, проведенных на детях дошкольного и школьного возрастов (Строкина, 1951, 1953, 1956; Пивоварова и Симсон, 1956; Синкевич, 1956; Мелик-Мкртчян, 1957; Пивоварова, 1957; Волкова, I960). Результаты, полученные в этих исследованиях, единообразные.

Выявилось, что у нервных детей может быть замедлено образование как положительных, так и тормозных условных двигательных рефлексов, вырабатываемых с помощью методики Л. Г. Иванова-Смоленского, или преимущественно нарушено образование тормозных рефлексов. Почти все исследователи отмечают нестойкость выработанных рефлексов и усиление последовательного торможения. В некоторых исследованиях отмечено, что у нервных детей может быть нарушено соотношение между интенсивностью реакции и силой раздражителя, что является выражением фазовых состояний (парадоксальные, наркотические фазы). У большинства детей нарушен также отчет об условиях эксперимента.

З. Л. Синкевич (1956), исследовавшая детей 10—14 лет, указывает, что наибольшие нарушения обнаруживаются при предъявлении более сложных экспериментальных заданий, требующих подвижности нервных процессов (переделка сигнального значения раздражителей, выработка на один и тот же раздражитель условного тормоза и условного растормаживания). Отличительной особенностью высшей нервной деятельности нервных детей, по заключению З. JI. Синкевич, является нарушение подвижности нервных процессов, примитивизация замыкательной функции. Выявилось определенное соответствие между результатами экспериментальных исследований и данными клинического наблюдения. По данным Мелик-Мкртчян (1957), проводившей исследования на дошкольниках, у детей суетливых, повышенно возбудимых в эксперименте особенно затруднено образование тормозов.
У детей вялых, медлительных и замкнутых замедлено образованно положительных условных рефлексов.

Нарушение в образовании как положительных, так и тормозных рефлексов наблюдается у детей, физически слабо развитых, трусливых, рассеянных, легко утомляемых. К сходным выводам приходит также Т. П. Симеон (1958).

- Читать далее "Логоневроз у детей. Заикание и его причины"

Оглавление темы "Детские неврозы влияющие на сердце":
  1. Детские неврозы. Клиника неврозов у детей
  2. Влияние внутриутробного развития на нервную систему. Причины детских неврозов
  3. Возрастные особенности неврозов. Психическая травматизация ребенка
  4. Затяжные психогенные реакции у детей. Подражание как причина неврозов и заикания
  5. Неврастения у детей. Проявления и признаки детской неврастении
  6. Логоневроз у детей. Заикание и его причины
  7. Течение заикания - логоневроза. Координационный невроз по Гутцману
  8. Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков
  9. Невроз сердца. Капельное и юношеское сердце
  10. Вегетативная нервная система при неврозах сердца. Учение о неврозах органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: