Детские неврозы. Клиника неврозов у детей

Неврозы, или функциональные заболевания нервной системы, встречаются у детей всех возрастов, начиная с младенчества. В определенные возрастные периоды, а именно 2—4 года, 7—8 лет и в возрасте полового созревания, наблюдается учащение невротических состояний.

Клиническая картина детских неврозов отличается от неврозов взрослых бедностью и упрощенностью психопатологической симптоматики и большей выраженностью сомато-вегетативных нарушений. Часто наблюдается расстройство функции органов пищеварения в виде снижения аппетита, рвот; функции органов дыхания и сердечно-сосудистого аппарата; нарушение мочеиспускания, в частности ночное недержание мочи. Почти обязательным симптомом невротического состояния у ребенка является нарушение сна: трудное засыпание, поверхностный сон, снохождение, сноговорение, ночные страхи. При неврологическом обследовании обычно констатируется повышенная рефлекторная возбудимость и многочисленные симптомы вегетативной дистонии: акроцианоз, потливость, мышечный валик.
Относительно часто встречаются двигательные нарушения — тики, двигательные бури, реже — преходящие парезы и параличи.

При всей выраженности вегетативно-соматических расстройств они не исчерпывают всей картины невроза. Поведение нервных детей так или иначе всегда отличается от поведения здоровых сверстников. В отношении детских неврозов так же, как в отношении неврозов взрослых, остается справедливым положение о весьма условном разграничении неврозов и психопатий.

Картины невротических нарушений в различные возрастные периоды не одинаковы и отличаются от неврозов взрослых тем больше, чем младше возраст ребенка. Некоторые формы неврозов, как например психастения, но мнению большинства клиницистов, встречаются только у подростков, протекание других форм характеризуется рядом своеобразных особенностей.

Описаны также невротические реакции, встречающиеся только у детей, получившие название «неврозов развития» (Stokert, 1949), или преимущественных форм психогенных реакций детского возраста (Осипова, 1940; Симеон, 1958; Сухарева, 1959).

неврозы сердца у детей

Изменение картины неврозов в разные возрастные периоды детства связано с развитием психики ребенка, усложнением его интересов, изменением сферы деятельности, а также анатомофизиологическими особенностями данного возраста. Т. П. Симеон (1958) отмечает, что при развитии нервного заболевания страдают прежде всего те функции, которые в данном возрасте являются наименее зрелыми, бурно развиваются и имеют большое жизненное значение. С этим связано, например, частое появление заикания в период развития речи.

Вегетативно-соматические расстройства в разные возрастные периоды также изменяют свой характер и могут быть выражены более или менее резко. Так, у детой ясельного возраста невроз очень часто выражается в нарушении функции пищеварения и питания. Расстройство вегетативной нервной системы характерно для неврозов дошкольного возраста и несколько менее выражено у нервных детей 7—12 лет. В предпубертатном возрасте и в периоде полового развития вегетативные расстройства снова нарастают, причем особенно выражены в этом периоде сердечно-сосудистые нарушения (Феер, 1934; Медовиков, 1936; Харьков, 1937; Гельман и Браун, 1937; Маслов, Тур, Данилевич, 1938; Маслов, 1953; Симеон, 1958; Сухарева, 1959).

Учение о патогенезе и этиологии детских неврозов в настоящее время в связи с развитием учения И. П. Павлова и проникновением его в клиническую медицину перестраивается. Изменяются взгляды на соотношения экзогенных и эндогенных факторов в возникновении и развитии нервных заболеваний, уточняется и углубляется понятие «экзогония».

Если в прежние годы большую роль в происхождении нервных заболеваний приписывали наследственности, то в настоящее время к оценке роли наследственного фактора относятся весьма осторожно. В связи с этим по-новому трактуются ранние проявления детской нервности. Пересматриваются понятия о конституционных неврозах и диатезах.

В двадцатых и тридцатых годах нашего столетия большое распространение получило учение об аномалиях конституции. Описывались различные невропатические конституции, например, вазоневротическая конституция, нервно-артритический диатез и др.

В настоящее время в отечественных руководствах по невропатологии и педиатрии, а также в отдельных монографиях не пользуются понятием «конституция» ввиду его неопределенности. В то же время признается значение врожденной или рано приобретенной слабости нервной системы как почвы, благоприятной для возникновении нервных заболеваний. При этом понимании совершенно отрицается неизбежность возникновения нервных заболеваний и подчеркивается значение экзогенных факторов.

- Читать далее "Влияние внутриутробного развития на нервную систему. Причины детских неврозов"

Оглавление темы "Детские неврозы влияющие на сердце":
  1. Детские неврозы. Клиника неврозов у детей
  2. Влияние внутриутробного развития на нервную систему. Причины детских неврозов
  3. Возрастные особенности неврозов. Психическая травматизация ребенка
  4. Затяжные психогенные реакции у детей. Подражание как причина неврозов и заикания
  5. Неврастения у детей. Проявления и признаки детской неврастении
  6. Логоневроз у детей. Заикание и его причины
  7. Течение заикания - логоневроза. Координационный невроз по Гутцману
  8. Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков
  9. Невроз сердца. Капельное и юношеское сердце
  10. Вегетативная нервная система при неврозах сердца. Учение о неврозах органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: