Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков

В отношении этиологии заикания может быть повторено то, что уже говорилось об этиологии неврозов вообще. Заболевание возникает в связи с нервным срывом, обусловленным одномоментным шоковым раздражением или длительно действующей травмирующей ситуацией у субъектов с ослабленной нервной системой. Однако решение вопроса о том, почему нервное заболевание приняло форму логоневроза, оказывается нелегким. Указывалось на логопатическую наследственность логоневротиков (Сикорский, 1889; Cutzmann, 1924; Тяпугин, 1928, и др.).

Появление заикания ребенка нередко объясняют подражанием. Однако если подражание и может определить форму невроза, то оно во всяком случае не может обусловить возникновение невротического состояния.

Очень часто родители и воспитатели связывают начало заикания с перенесенным ребенком испугом. Испуг как шоковая реакция может быть причиной возникновения невроза любой формы, но, по мнению Ю. А. Флоренской (1949), подчеркивание роли испуга в возникновении заикания неслучайно. Связь заболевания с испугом свидетельствует, по мнению этого автора, о большой роли эмоциональной неустойчивости в картине логоневроза.

Как указывалось, заикание часто возникает в период наиболее интенсивного развития речи. Еще не сложившиеся и потому неустойчивые моторные механизмы детской речи, по-видимому, особенно легко нарушаются под влиянием различных невротизирующих факторов (Гиляровский, 1933). Особенно легко травмируется речевая функция в Случаях, когда развитие речи происходит необычно.

логоневротик

Отмечено, что заикание возникает при очень быстром развитии речи, особенно в тех случаях, когда окружающие ребенка форсируют этот процесс. Задержка речевого развития и различные дефекты речи, а именно скороговорка и косноязычие, также способствуют появлению заикания (Трауготт, 1946; Хватцев, 1959). Можно думать, что механизм появления заикания при ускоренном и замедленном развитии речи не является тождественным. В случаях задержки развития речи можно предполагать наличие врожденной неполноценности речедвигательного анализатора, обусловливающей его повышенную ранимость.

По мнению Е. Ф. Рау (1955), частота возникновения заикания в раннем дошкольном возрасте связана также с присущей ребенку повышенной судорожной готовностью.

Патофизиологический анализ структуры логоневроза должен базироваться не только на клиническом, но и на экспериментальном изучении специфики нарушений высшей нервной деятельности, однако этому вопросу посвящены лишь единичные исследования.

В наиболее обстоятельных исследованиях В. С. Кочергиной (1955, 1958), проведенных с помощью методики речевого подкрепления, показано, что изменения высшей нервной деятельности у логоневротиков дошкольного возраста сходны с нарушениями, выявленными при других формах детской нервности. Удалось отметить некоторые особенности высшей нервной деятельности, связанные с различием клинической картины. Так, у возбудимых детей было обнаружено превалирование процессов возбуждения над процессами активного торможения, что проявлялось в затруднении выработки тормозных рефлексов и обилии интерсигнальных реакций. У заторможенных детей условные рефлексы характеризовались большим латентным периодом. Образование тормозных рефлексов сопровождалось длительным последовательным торможением.

Сходные результаты были получены Л. М. Никитиной (1956), изучавшей с помощью той жо методики особенности высшей нервной деятельности логоневротиков школьного возраста. Автор отметил также, что у логоневротиков избирательно замедлено образование условных связей на звуковые раздражители.

- Читать далее "Невроз сердца. Капельное и юношеское сердце"

Оглавление темы "Детские неврозы влияющие на сердце":
  1. Детские неврозы. Клиника неврозов у детей
  2. Влияние внутриутробного развития на нервную систему. Причины детских неврозов
  3. Возрастные особенности неврозов. Психическая травматизация ребенка
  4. Затяжные психогенные реакции у детей. Подражание как причина неврозов и заикания
  5. Неврастения у детей. Проявления и признаки детской неврастении
  6. Логоневроз у детей. Заикание и его причины
  7. Течение заикания - логоневроза. Координационный невроз по Гутцману
  8. Нервный срыв и испуг как причина заикания. Высшая нервная деятельность у логоневротиков
  9. Невроз сердца. Капельное и юношеское сердце
  10. Вегетативная нервная система при неврозах сердца. Учение о неврозах органов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: