Навыки в психиатрической реабилитации. Освоение навыков психиатрическими пациентами

На первый взгляд, научные исследования, касающиеся способности психически больных овладевать навыками, могут показаться излишними Здравый смысл говорит нам, что они могут это делать. Однако до конца 60-х — начала 70-х годов XX века вмешательства по развитию навыков были далеки от широкого применения. С того времени множество работ на эту тему опубликовано в различных профессиональных изданиях.

В 1974 г. Anthony и Margules сделали обзор ряда статей и пришли к выводу о том, что лица с психическими расстройствами фактически способны овладевать полезными навыками В частности, проанализированные исследования того периода подтвердили, что психически больные могут овладеть большим количеством мануальных, эмоционально-межличностных и интеллектуальных навыков.

Например, в сфере физического функционирования программы по развитию навыков — навыками различного рода, включая личную гигиену (Harrand, 1967; Retchless, 1967; Scoles &. Fine, 1971; Weinman, Sanders, Kleiner, & Wilson, 1970), приготовление пищи (Scoles & Fine, 1971; Weinman, Sanders, Kleiner, & Wilson, 1970), пользование общественным транспортом (Harrand, 1967), использование рекреационных заведений (Harrand, 1967), применение специальных рабочих инструментов (Shean, 1973) и физические упражнения (Dodson & Mullens, 1969) в сфере эмоционального и межличностного функционирования программы по развитию навыков — навыками межличностного взаимодействия (Ivey, 1973, Pierce & Drasgow, 1969; Vitalo, 1971); общения (Bell, 1970; Weinman et al., 1970); самоконтроля (Cheek & Mendelson, 1973; Rutner & Bulge, 1969); избирательной поддержки (Swanson & Woolson, 1972); собеседования по вопросам трудоустройства (McClure, 1972; Prazak, 1969).

И, наконец, в сфере интеллектуального функционирования программы по развитию навыков — навыками распоряжения деньгами (Weinman et al, 1970); трудоустройства (McClure, 1972); использования своих рабочих умений (McClure, 1972; Safieri, 1970).

психиатрическая реабилитация

В дизайн многих из этих ранних исследований включался тренинг психически больных, долгое время пребывавших в стационаре с выраженными нарушениями поведения. В настоящее время является общепризнанным, что лица с психическими расстройствами способны овладевать навыками и что ни хроническое течение, ни патологическая симптоматика не могут этому помешать. Таким образом, результаты упоминавшихся ранних исследований рассматриваются как данные, которые поддерживают подходы психиатрической реабилитации с акцентом на оценке и развитии навыков индивида.

Концепция навыков в психиатрической реабилитации гораздо шире, чем понятие о повседневных умениях. Так, например, можно овладеть навыком контроля своих симптомов. Brier и Strauss (1983) предложили схему этого навыка как трехэтап-ного процесса: выявление нежелательных элементов поведения или их предвестников; оценка таких признаков как настораживающих или анормальных; применение стратегии контроля (с 1144).

Больше всего проблем возникает при оценке навыков личностного и межличностного регулирования, а также при обучении этим навыкам. В то же время они представляют собой вид навыков, в развитии которых лицам с психическими расстройствами наиболее часто необходима помощь.

В обзоре, посвященном навыкам решения социальных проблем при шизофрении, Bellack, Morrison и Mueser, (1989) пришли к заключению, что у больных шизофренией серьезно страдает способность к общению и вразумительному изложению своих мыслей. Они пишут, что «гораздо больше существует доказательств этого нарушения, чем дефицита навыка решения проблем. Представляется, что нарушение способности общения играет более важную роль в межличностных затруднениях больных, чем слабое умение решения проблем.

Неумение доступным образом выразить свои желания и мысли сильно снижает способность больных шизофренией применять стратегии, которым обучаются при тренинге по решению проблем» В Центре психиатрической реабилитации (The Center for Psychiatric Rehabilitation, 1989) недавно изучалась эффективность метода прямого обучения навыкам — технологии тренинга навыков, направленной на приобретение и применение отдельных избранных навыков межличностного общения. Использовался экспериментальный дизайн исследования с одним испытуемым при изучении каждого случая Было оценено и изучено большое количество отдельных навыков межличностного общения.

Эти навыки включали (1) умение выражать собственные мысли; (2) умение отказывать в просьбах; (3) умение делиться неприятными переживаниями. Анализ подтвердил, что метод прямого обучения навыкам позитивно и достаточно существенно влиял на применение этих навыков межличностного общения.

- Читать далее "Роль навыков в психиатрической реабилитации. Навыки влияют на исход реабилитации"

Оглавление темы "Вмешательства в психиатрической реабилитации":
1. Элементы психиатрического реабилитационного диагноза. Постановка конечной цели реабилитации
2. Постановка целей лечения в психиатрии. Конечная цель реабилитации в психиатрии
3. Интервью в практике психиатрической реабилитации. Вовлечение пользователя в процесс интервью
4. Организация информации в психиатрической реабилитации. Диагностические методы психиатрической реабилитации
5. Клиническая диагностика в психиатрической реабилитации. Клиника в психиатрической реабилитации
6. План психиатрической реабилитации. Исследования вмешательств в психиатрической реабилитации
7. Навыки в психиатрической реабилитации. Освоение навыков психиатрическими пациентами
8. Роль навыков в психиатрической реабилитации. Навыки влияют на исход реабилитации
9. Вмешательства направленные на развитие навыков. Вмешательства поддержки
10. Поддерживающее лицо в психиатрии. Влияние поддержки на психиатрическую реабилитацию

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: