Организация информации в психиатрической реабилитации. Диагностические методы психиатрической реабилитации

Информация, собранная в ходе психиатрического реабилитационного диагностического интервью, обычно регистрируется в соответствии с правилами ведения документации в учреждении или организации. Записи часто отличаются по форме и по количеству регистрируемых деталей. Как минимум, записывается окончательный результат диагностического интервью — конечная реабилитационная цель, функциональная оценка и оценка ресурсов.

Каждая из этих трех частей диагноза имеет свои особенности. Диагнозы, внесенные в документы пациента, вне зависимости от правил ведения документации в конкретном учреждении, должны быть понятными, краткими и отражать специфику окружения.

Например, конечная реабилитационная цель определяет конкретное окружение (или тип окружения) и срок, в течение которого она должна быть достигнута. Обычно такая цель формулируется в виде простой, конкретной фразы и записывается в верхней части формы функциональной оценки и оценки ресурсов.

Функциональная оценка, кроме понятности, краткости и специфичности в отношении окружения, должна быть направленной на характеристику навыков и поведения, удобную для объективизации и количественного выражения. В документации функциональная оценка получит вид перечисления необходимых навыков, описания использования этих навыков в конкретном окружении и определения имеющегося и необходимого уровней использования навыков пациентом.

И, наконец, оценка ресурсов при документировании должна иметь в основном такие же характеристики, как и функциональная оценка, то есть быть доступной объективному и количественному выражению, ясной, краткой и соответствующей конкретному окружению. Оценка ресурсов отражается в виде перечисления внешних возможностей с описанием необходимого использования этих возможностей и определения имеющегося и необходимого уровней использования ресурсов пациентом.

психиатрическая реабилитация

Диагностические методы психиатрической реабилитации

Существуют сотни диагностических методов, разных по своей направленности, которые используются в работе с лицами, страдающими психическими расстройствами Одни методы ориентированы на традиционную психиатрическую диагностику и симптоматологию, другие — на дезадаптивное поведение, третьи — на уровень функционирования, а четвертые — на ресурсы (как необходимые, так и доступные пациенту). Многие методы охватывают разные диагностические категории.

В нескольких обзорах литературы проанализированы методы, потенциально полезные для диагностики в сфере психиатрической реабилитации Anthony и Farkas (1982) описали стратегии и методы сбора данных и диагностики, позволяющие оценить широкий спектр характеристик пациентов. Авторы составили полезную справочную таблицу, которая информирует о направленности метода, о специалисте, его применяющем, о популяции, для изучения которой метод был разработан, а также о его надежности и валидности

Anthony, Cohen и Nemec (1987) в своем обзоре делают вывод, что большинство существующих методов не имеют тех качеств, которые были бы полезны для диагностики в сфере психиатрической реабилитации. Хотя возрастающее число методов психиатрической диагностики направлено на оценку навыков и ресурсов, а не на симптоматику и патологию, методы эти все еще имеют ограниченное клиническое применение — вероятнее всего из-за недостаточной специфичности по отношению к окружению.

Существующие методы, в связи с тем, что они стандартизованы, дают информацию об окружении вообще, а не о конкретном окружении, например о предприятии в целом, а не об отдельном рабочем месте.

В последнее время ряд исследователей предложили использовать для целей реабилитации психологические и нейропсихо-логические методы (Erickson & Binder, 1986) Вместо подтверждения психиатрических диагнозов, продуктивных симптомов и органического поражения мозга, нейропсихологические методы могут стать полезными при определении состояния когнитивных функций, например умение решить задачу, концентрация внимания, мышление, социальная компетентность, переработка информации. Полученные результаты могут быть использованы при планировании реабилитационных вмешательств Erickson и Binder, (1986) предложили экспериментальный протокол обследования на основе существующих методов.

Вместо классификации индивидов по психиатрическим диагнозам (и независимо от них) нейропсихологические тесты помогут определить конкретные дефекты или навыки, что имеет большое значение для определения вида реабилитационного вмешательства (Townes et al., 1985).

Специалист должен с осторожностью использовать полученные такими методами данные. Информация является единственным источником сведений для постановки диагноза, учитывающего специфику окружения. На сегодняшнем этапе методы диагностики, применяемые в сфере психиатрической реабилитации, более полезны для целей научных исследований и оценки программ, чем для клинической практики. Многие доступные в настоящее время методы, которые дают целостную оценку функционирования и ресурсов лиц с психическими расстройствами, оказались более подходящими для исследователей и специалистов, чем для профессионалов-практиков (Anthony, Cohen, & Nemec 1987).

- Читать далее "Клиническая диагностика в психиатрической реабилитации. Клиника в психиатрической реабилитации"

Оглавление темы "Вмешательства в психиатрической реабилитации":
1. Элементы психиатрического реабилитационного диагноза. Постановка конечной цели реабилитации
2. Постановка целей лечения в психиатрии. Конечная цель реабилитации в психиатрии
3. Интервью в практике психиатрической реабилитации. Вовлечение пользователя в процесс интервью
4. Организация информации в психиатрической реабилитации. Диагностические методы психиатрической реабилитации
5. Клиническая диагностика в психиатрической реабилитации. Клиника в психиатрической реабилитации
6. План психиатрической реабилитации. Исследования вмешательств в психиатрической реабилитации
7. Навыки в психиатрической реабилитации. Освоение навыков психиатрическими пациентами
8. Роль навыков в психиатрической реабилитации. Навыки влияют на исход реабилитации
9. Вмешательства направленные на развитие навыков. Вмешательства поддержки
10. Поддерживающее лицо в психиатрии. Влияние поддержки на психиатрическую реабилитацию

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: