Интервью в практике психиатрической реабилитации. Вовлечение пользователя в процесс интервью

Психиатрический реабилитационный диагноз формулируется в ходе ряда интервью с пациентом. Диагностическое интервью основывается на двух основных принципах: (1) специалист пытается максимально вовлечь пользователя в процесс интервью; (2) полученная в ходе интервью информация регистрируется таким образом, чтобы максимально облегчить пациенту понимание результатов оценки.

Вовлечение пользователя в процесс интервью — это содействие активному участию пациента в формулировании каждой из частей диагноза, что развивает у больного чувство сопричастности к постановке реабилитационного диагноза. Профессионал вовлекает пациента в диагностическое интервью с помощью трех видов навыков: (1) ориентирование; (2) опрос; (3) демонстрирование понимания (Cohen, Farkas, and Cohen, 1986).

Ориентирование. Ориентирование пользователя включает объяснение ему целей, задач и роли как его самого, так и специалиста (Cohen, Farkas, and Cohen, 1986), дает пациенту ясную картину того, что будет происходить и как в этом участвовать Например, специалист может таким образом ориентировать пациента на начальном этапе функциональной оценки:

Специалист. Первой задачей функциональной оценки является составление перечня необходимых навыков Цель этой процедуры — создать список всех навыков, которые вам необходимы, чтобы благополучно жить дома со своей семьей Во-первых, вы и я перечислим те элементы вашего поведения, которые желательны для членов вашей семьи. Например, они могут хотеть, чтобы вы ежемесячно платили за свои междугородние телефонные переговоры. Во-вторых, вы расскажете мне о том, что вы хотели бы делать. Например, вы можете захотеть проводить больше времени в совместных мероприятиях с друзьями. Я буду задавать вам вопросы и подытоживать сказанное вами, чтобы убедиться, что я правильно вас понял. Я хочу, чтобы вы откровенно делились своими мыслями и чувствами и задавали вопросы, если вам что-то непонятно. Вопросы есть?
Пациент: Нет.

Специалист: Для того чтобы убедиться, что вы поняли наши последующие действия, расскажите мне, пожалуйста, своими словами, каким будет следующий шаг.
Пациент: Хорошо. Мы обсудим поступки, которых ждет от меня моя семья. Я скажу, чем я хотел бы заниматься. Я буду с вами откровенен

психиатрическая реабилитация

Очень важно, каким образом профессионал ориентирует пользователя. Специалист должен использовать слова, которые знакомы пациенту, и постоянно проверять, понял ли собеседник сказанное ранее.

Опрос. Опрос включает вопросы пользователю о событиях, мнениях и чувствах (Cohen, Farkas, Cohen, 1986). Опрос стимулирует пациента к беседе на конкретную тему. Открытые вопросы лучше, чем прямые, содействуют вовлечению пациента. Например, специалист может задать больному следующий вопрос во время составления списка необходимых навыков почему вы считаете, что открытое выражение недовольства является вашей сильной стороной?

Демонстрирование понимания. Демонстрирование понимания включает облечение в слова чувств и мыслей клиента (Cohen, Farkas, and Cohen, 1986). Демонстрирование понимания убеждает пользователя, что специалист его слушает и пытается понять его точку зрения. Например, профессионал может следующим образом продемонстрировать понимание пациента во время составления списка необходимых навыков.
Пациент: Я не могу заставить свою сестру понять, что она плохо ко мне относится Я пытаюсь сказать ей, как жестоко она поступает, но она не слушает.

Специалист. Вы расстроены в связи с тем, что она не понимает, как обижает вас?
Пациент. Да, я постоянно пытаюсь сказать ей, но она просто не слушает. Может быть, ей безразлично?
Специалист. Вы сомневаетесь, интересует ли ее, не обижает ли она вас?

Пациент: Ну, я не знаю. Детьми мы были близки друг другу. Может быть, причина во мне?
Профессионал обязан демонстрировать своим пациентам понимание их точки зрения. Исследования показывают недостаточное согласование рейтингов навыков клиента, представленных специалистами и их пациентами (Cook, 1983; Dellario, Anthony, and Rogers, 1983). Поэтому реабилитационное диагностическое интервью включает методы, предназначенные проверять и максимизировать взаимное согласие профессионала и пользователя.

Три навыка, используемые для вовлечения клиента в процесс оценки, — ориентирование, опрос, демонстрирование понимания — сходны с навыками межличностного общения, такими как перефразирование, эмоциональный отклик и постановка вопросов. Многие пациенты не умеют принимать участие в подобном интервью. Они привыкли к психиатрическому интервью, которое направлено на выяснение симптомов, неадаптивного поведения, вероятных причин нарушений с минимальными попытками вовлечь пациента в беседу. Неспособность больного эффективно перерабатывать новую информацию может препятствовать такому вовлечению (Ohman, Nordby, & d'Elia, 1986; Monti & Fingeret, 1987; Spaulding, Storms, Goodrich, & Sullivan, 1986). Если пациент пассивен в ходе интервью, специалист должен применить методы активного вовлечения с использованием указанных навыков межличностного общения — всех сразу или некоторых из них.

- Читать далее "Организация информации в психиатрической реабилитации. Диагностические методы психиатрической реабилитации"

Оглавление темы "Вмешательства в психиатрической реабилитации":
1. Элементы психиатрического реабилитационного диагноза. Постановка конечной цели реабилитации
2. Постановка целей лечения в психиатрии. Конечная цель реабилитации в психиатрии
3. Интервью в практике психиатрической реабилитации. Вовлечение пользователя в процесс интервью
4. Организация информации в психиатрической реабилитации. Диагностические методы психиатрической реабилитации
5. Клиническая диагностика в психиатрической реабилитации. Клиника в психиатрической реабилитации
6. План психиатрической реабилитации. Исследования вмешательств в психиатрической реабилитации
7. Навыки в психиатрической реабилитации. Освоение навыков психиатрическими пациентами
8. Роль навыков в психиатрической реабилитации. Навыки влияют на исход реабилитации
9. Вмешательства направленные на развитие навыков. Вмешательства поддержки
10. Поддерживающее лицо в психиатрии. Влияние поддержки на психиатрическую реабилитацию

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: