Вмешательства направленные на развитие навыков. Вмешательства поддержки

Главным для психиатрического реабилитационного подхода является предположение, что вмешательства, направленные на развитие навыков, улучшают способность пациента учиться, общаться и работать более независимо и эффективно. В одном из своих ранних обзоров литературы Anthony и Margules (1974) отмечали на основании анализа многих исследований, что «лица с психическими расстройствами могут овладевать навыками. Эти навыки, адекватно интегрированные в целостные реабилитационные программы, которые подкрепляют и поддерживают использование навыков в окружении, могут влиять на функционирование пациентов в обществе».

Литература на эту тему была снова проанализирована в последнее время (Anthony, Cohen & Cohen, 1984; Liberman et al., 1986). Хотя основная часть исследований вмешательств, направленных на развитие навыков, отражена в работах по психологии поведения и не касается непосредственно психически больных (Hersen, 1979), ряд разработок имеет к этому отношение, кроме того, регулярно появляются новые разработки (Liberman, Mueser, & Wallace, 1986; Wong et al., 1988).

Anthony, Cohen и Cohen, (1984) выделили работы, относящиеся к лицам с тяжелыми психическими расстройствами. Кроме доказательств, что такие пациенты действительно могут приобретать навыки, многие из публикаций содержат анализ других видов исходов. Например, Vitalo (1979) сравнил тренинг навыков с медикаментозной терапией в двух группах больных с хроническими расстройствами: в первой отмечено значительное увеличение числа новых друзей и новых видов деятельности, в которую вовлекались только пациенты.

В некоторых исследованиях, посвященных трудовой адаптации, изучалось влияние тренинга навыков поиска работы (Azrin & Philip, 1979; Eisenberg & Cole, 1986; McClure, 1972; Stude & Pauls, 1977; Ugland, 1977), умений принимать решения (Kline & Hoisington, 1981) и навыков приспособления к профессии и к труду вообще (Rubin & Roessler, 1978).

В каждой работе отмечались лучшие результаты трудоустройства в группах прошедших тренинг лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Например, Eisenberg и Cole (1986) сообщили о трудоустройстве 61% их пациентов, прошедших тренинг навыков поиска работы, по сравнению с 12% в контрольной группе, сформированной методом подбора пар.

вмешательство поддержки

Вмешательства поддержки

Кроме вмешательств по развитию навыков, другой основной тип вмешательств в психиатрической реабилитации направлен на развитие ресурсов окружения индивида. Отношение к окружению имеют в основном два типа научных исследований. В работах первого типа рассмотрено развитие навыков пациента и ресурсов одновременно, при этом невозможно определить конкретный вклад каждого вмешательства в исход реабилитации.

Исследования второго типа изучают стратегии вмешательств, направленных исключительно на развитие поддержки в окружении, в котором функционирует пациент. Разработки этого типа рассматриваются в первую очередь.

Вмешательства поддержки направлены на предоставление больному поддерживающих лиц, поддерживающих мест, поддерживающей деятельности и поддерживающих предметов. Поддерживающее лицо оказывает помощь путем осуществления необходимого поведения или выполнения разных ролей (например, адвоката, администратора, консультанта или советника).

Развитие поддержки, получаемой через отдельных лиц, места, деятельности или предметов направлено на получение доступа к ресурсам окружения или же на изменение последних (например, специальные защищенные рабочие места и конкретное местожительство, специальный транспорт, материальная помощь, программы «после выписки»). Цель разграничения между поддерживающими лицами, поддерживающими местами, поддерживающей деятельностью и поддерживающими предметами состоит в том, чтобы просто подчеркнуть разные пути изменения окружения. На практике эти изменения часто происходят одновременно.

Основная определяющая черта вмешательств поддержки в отличие от развития навыков состоит в том, что они направлены не на изменение поведения пациента, скорее — на поддержку и приспособление существующего уровня функционирования пациента. Ранние исследования Katkin, Ginsburg, Rifkin и Scott (1971), Katkin, Zimmerman, Rosenthal и Ginsburg (1975), a также более поздние Cannady (1982) и Schoenfeld, Halvey, Hemley van der Velden и Ruhf (1986) ясно продемонстрировали положительное воздействие поддерживающих лиц на результаты реабилитации пользователей. Например, Cannady (1982) использовал в качестве помощников граждан из сельской местности, где проживали выписанные пациенты.
В результате по данным 12-месячного катамнеза число дней госпитализации уменьшилось на 92%.

- Читать далее "Поддерживающее лицо в психиатрии. Влияние поддержки на психиатрическую реабилитацию"

Оглавление темы "Вмешательства в психиатрической реабилитации":
1. Элементы психиатрического реабилитационного диагноза. Постановка конечной цели реабилитации
2. Постановка целей лечения в психиатрии. Конечная цель реабилитации в психиатрии
3. Интервью в практике психиатрической реабилитации. Вовлечение пользователя в процесс интервью
4. Организация информации в психиатрической реабилитации. Диагностические методы психиатрической реабилитации
5. Клиническая диагностика в психиатрической реабилитации. Клиника в психиатрической реабилитации
6. План психиатрической реабилитации. Исследования вмешательств в психиатрической реабилитации
7. Навыки в психиатрической реабилитации. Освоение навыков психиатрическими пациентами
8. Роль навыков в психиатрической реабилитации. Навыки влияют на исход реабилитации
9. Вмешательства направленные на развитие навыков. Вмешательства поддержки
10. Поддерживающее лицо в психиатрии. Влияние поддержки на психиатрическую реабилитацию

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: