Методика транспортировки пациента в лечебное учреждение

Задержка или слишком долгая транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение нередко сопровождаются ухудшением результатов лечения, поэтому всегда необходимо стремиться минимизировать длительность пребывания пострадавшего на месте происшествия. Всегда должен находить компромисс между лечебными мероприятиями, которые могут и должны оказываться на месте происшествия и теми, которые необходимо отложить ради спасения жизни пострадавшего.

В первую очередь должна быть восстановлена проходимость дыхательных путей, разрешены жизнеугрожающие состояния, связанные с травмой груди (например, напряженный пневмоторакс), остановлено массивное наружное кровотечение, только после этого можно приступать к транспортировке пострадавшего. Продолжительные попытки выполнения сложных медицинских манипуляций на месте происшествия не имеют каких-либо значимых преимуществ, поэтому оказание помощи в этих условиях должно быть направлено только на устранение жизнеугрожающих состояний.

Транспортировка пострадавшего должна осуществляться наиболее оптимальным в конкретных условиях способом. Так, определенными преимуществами в этом отношении обладает воздушный транспорт, который оказывается незаменимым при транспортировке раненых на большие расстояния или спасении пострадавших из труднодоступных районов.

Для оптимизации скорости передвижения кареты скорой помощи можно прибегнуть к использованию полицейского сопровождения, при этом сама скорость передвижения не должна оказывать значимое влияние на состояние пострадавшего и работу медицинского персонала.

В зависимости от характера полученных повреждений пострадавший должен транспортироваться в соответствующее лечебное учреждение, это означает в том числе и то, что ради спасения пострадавшего можно миновать пусть и ближайшие к месту происшествия, однако не обладающие необходимыми лечебно-диагностическими мощностями лечебные учреждения. По возможности персонал принимающего лечебного учреждения должен быть оповещен об ориентировочном времени прибытия пострадавшего и выявленных у него повреждениях, что даст возможность подготовить соответствующую травматологическую бригаду.

При транспортировке необходим мониторинг жизненно важных функций пострадавшего, как клинически, так и с использованием доступного оборудования. Если пациент находится в сознании, то нужно с ним разговаривать, что позволит как можно раньше обнаружить угнетение сознания. Необходим постоянный мониторинг ЭКГ, частоты пульса и уровня артериального давления (с использованием неивазивных методов контроля АД), а также, если позволяет состояние периферического кровотока, сатурации кислорода.

У пострадавших, находящихся на искусственной вентиляции легких, не лишним будет контроль эффективности последней посредством мониторинга EtCO2.

Проходимость дыхательных путей пострадавшего должна контролироваться постоянно с поддержанием адекватной оксигенации и вентиляции легких. Сатурация кислорода по возможности должна поддерживаться на уровне выше 95%, а уровень EtCO2 y пострадавших, находящихся на искусственной вентиляции легких, на нижней границе нормы (4,0-4,5 кПа). Остановка кровотечения осуществляется путем прямого прижатия кровоточащего сосуда, внутривенно дозированно под контролем наполнения пульса на лучевой артерии вводится раствор Хартманна.

Если состояние пострадавшего в ходе транспортировки ухудшается, то врач должен принять решение о том, следует ли проводить реанимационные мероприятия в ходе транспортировки или следует остановиться или необходимо доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Решение это напрямую зависит от характера необходимого в данный конкретный момент медицинского вмешательства и ориентировочного времени прибытия в лечебное учреждение.

Одновременное заполнение медицинской документации в ходе транспортировки пострадавшего практически невозможно, однако современное электронное оборудование обычно позволяет получить необходимые записи в печатном или электронном виде. Если такой возможности нет, то вся необходимая документация должна быть подготовлена как можно раньше после прибытия бригады в лечебное учреждение. По прибытии в лечебное учреждение член мобильной бригады должен продолжить оказание помощи пострадавшему в составе стационарной реанимационной бригады до тех пор, пока ему не будет обеспечена эффективная замена.

Санитарный вертолет
Салон вертолета HEMS (а). Салон вертолета Bolkow 105-DBS (б).
Видно кресло для медицинского персонала (обращено к выходу) и ограниченное по размеру отделение для пациента (каталка справа).
Задняя распашная дверь отделения для пациента.

Санитарная авиация для транспортировки пациентов

Вертолетная служба скорой медицинской помощи (helicopt eremergency medica lservice, сокр. HEMS) является весьма эффективным, но в то же время весьма дорогим подразделением. Данные HEMS (Лондон) свидетельствуют о том, что для спасения жизни пострадавших наиболее эффективна быстрая доставка реанимационной помощи непосредственно на место происшествия. Одной из основных манипуляций, которая может спасти пострадавшему жизнь, является восстановление проходимости дыхательных путей и обеспечение адекватного дыхания, что может потребовать участия специального медицинского персонала, в первую очередь, врача-анестезиолога, способного быстро провести интубацию трахеи в таких достаточно непростых условиях.

Данные литературы свидетельствуют о том, что результатом подобных вмешательств непосредственно на месте происшествия является снижение на 15% числа летальных исходов, обусловленных травмами головы, а также снижение на 5-7 дней длительности последующего пребывания пострадавших в отделениях интенсивной терапии.

Однако доступность обладающих соответствующими навыками и опытом врачей может варьировать. Так, многие бригады HEMS имеют в своем составе лишь парамедицинский персонал, что, безусловно, снижает эффективность службы скорой помощи, оставляя за ней лишь возможность оказания сокращенного объема неотложной медицинской помощи, а также быстрой эвакуации и транспортировки пострадавшего в соответствующее лечебное учреждение. Стандарт прибытия бригады скорой помощи в Великобритании и Европе от вызова до момента прибытия составляет 12 минут.

Возможность быстрой транспортировки пострадавшего на достаточно большие расстояния также означает, что лечебные учреждения, не обладающие необходимыми лечебно-диагностическими мощностями и врачебным персоналом, должны игнорироваться в пользу более крупных и соответствующим образом оснащенных медицинских центров.

Во всем мире для транспортировки пострадавших в составе соответствующих воздушных медицинских служб используются самые различные типы вертолетов, начиная от таких крупных, как Sikorsky S61-N, и заканчивая небольшими Bolkow 105-DBS. Общей особенностью всех современных HEMS является то, что они оснащаются вертолетами с двойными двигателями, которые отличаются более высокой безопасностью и управляемостью в полете. Стоимость работы служб HEMS растет с увеличением размеров используемых вертолетов. Поэтому, в отличие от воздушных судов военного или служебного назначения, размер машин, используемых в данной отрасли, обычно ограничивается.

Транспортировка пациентов с травмой

Ограниченное пространство внутри салона и недостаточный доступ к пациенту в подобных вертолетах в значительной мере ограничивают возможности выполнения тех или иных медицинских манипуляций во время полета. Воздушные суда являются достаточно шумными машинами и отличаются значительным уровнем вибрации, поэтому мониторинг состояния пациента во время полета также затруднен.

Описанные факторы диктуют необходимость стабилизации состояния и иммобилизации пациента до его транспортировки: должна быть надежно восстановлена проходимость дыхательных путей, обеспечена возможность проведения адекватной вентиляции легких, кровотечение должно быть остановлено, для проведения инфузионной терапии должен быть обеспечен венозный доступ. Системы мониторинга должны отличаться особой надежностью и обеспечивать контроль таких показателей, как ЭКЕ, артериальное давление, сатурация кислорода и парциальное давление углекислого газа в конце выдоха.

Безопасность врачебного персонала, работающего в составе летных бригад, представляет собой исключительно важный момент, поэтому весь медицинский персонал должен быть соответствующим образом обучен технике безопасности полетов. Не следует покидать вертолет раньше, чем поступит соответствующее разрешение командира воздушного судна.

Если возникает необходимость покинуть судно раньше, чем лопасти винта полностью остановятся, нужно помнить, что, выходить из вертолета необходимо с наклоненной вниз головой, поскольку лопасти винта по мере замедления вращения опускаются и могут в конце концов опуститься ниже уровня головы, особенно если вертолет произвел посадку на наклонной поверхности.

- Читать далее "Принципы организации центров скорой помощи в США"

Оглавление темы "Организация травматологической помощи":
  1. Причины множественной травмы и виды смертности при ней
  2. Оказание помощи при множественной травме на догоспитальном этапе
  3. Оценка состояния и начальные мероприятия медицинской помощи при множественной травме
  4. Извлечение и иммобилизация пострадавшего при множественной травме
  5. Методика транспортировки пациента в лечебное учреждение
  6. Принципы организации центров скорой помощи в США
  7. Организация травматологической бригады в центре скорой помощи
  8. Принципы и цели программы Advanced Trauma Life Support for doctors - ATLS
  9. Алгоритм системы ABC в первоначальном обследовании и лечении пациента с травмой
  10. Алгоритм и принципы сортировки пациентов с травмой

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: