Причины множественной травмы и виды смертности при ней

Травма повсеместно является наиболее распространенной причиной смерти людей в возрасте от одного года до 44 лет. Значительная доля этих смертей (1,2 млн. случаев ежегодно) приходится на дорожно-транспортные происшествия. Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году дорожные травмы займут третье по частоте место среди причин преждевременной смертности и инвалидности (Peden et al.).

В Великобритании дорожно-транспортные происшествия, являющиеся причиной смерти или тяжелых увечий пострадавших, обычно связаны с механическими средствами передвижения.

На каждую фатальную травму приходится три пострадавших со стойкой утратой трудоспособности. Данные обстоятельства наряду с личной трагедией пострадавших и их семей в значительной мере отражаются и на экономике и на здравоохранении в целом; своевременное и эффективное лечение пострадавших направлено в первую очередь на снижение их инвалидности и смертности.

Причины смерти от воздействия внешних причин

Виды смертности при множественной травме

Смертность, наблюдаемая при множественной травме, зависит от целого ряда факторов, среди которых едва ли не ведущим является уровень экономического развития общества. В докладе ВОЗ 2004 года (Mock et al.) подчеркивается высокий уровень смертности у взрослых пострадавших с тяжелыми травмами, т.е. такими, при которых индекс тяжести травмы (injury severity score, сокр. ISS) составляет 9 и выше. Более подробно ISS будет описан ниже.

Общий уровень смертности, включающий догоспитальную и внутри-госпитальную смерти, составляет 35% в странах с высокоразвитой экономикой, однако увеличивается до 55% в странах со средним уровнем развития и 63% — в странах с низким уровнем экономического развития. Среди наиболее тяжелых пациентов, которых удается доставить в больницу (ISS15-24), уровень смертности в странах с низким уровнем экономического развития возрастает в шесть раз.

Уровень смертности и частота тяжелых повреждений в результате дорожных несчастных случаев достигают своего пика в популяции лиц молодого возраста: от 17 (возраст, когда начинается обучение вождению) до 23 лет.

Наблюдается четкий контраст между уровнями смертности при множественной и сочетанной травме в клиниках стран с высокоразвитой экономикой (6%) и районных лечебных учреждениях в странах с низким уровнем экономики (36%). Данные показатели позволяют понять, насколько сильно высокий уровень экономического развития государства с его развитой системой оказания неотложной медицинской помощи влияет на исходы лечения пострадавших с множественной и сочетанной травмой.

Пострадавшие от средств передвижения
Распределение пострадавших в зависимости от их отношения к механическим средствам передвижения
(Великобритания, 2017 год, Департамент транспорта).

Кривая смертности в результате травм в классическом варианте имеет трехступенчатый вид с тремя характерными пиками. Около 50% смертей обусловлены несовместимыми с жизнью повреждениями и происходят непосредственно в момент травмы или в ближайшие несколько минут после нее; 30% умерших переживают непосредственный момент травмы, однако погибают в течение 1-3 часов после нее; оставшиеся 20% умирают вследствие различных осложнений на поздних стадиях травматической болезни в течение шести недель после ранения.

Такое трехступенчатое распределение характерно для травм мирного времени, тогда как для смертей в результате боевых повреждений характерно двухступенчатое распределение вследствие слияния второго и третьего пиков кривой, обусловленного проникающим характером повреждений и удлинением сроков оказания квалифицированной медицинской помощи (Clasper и Rew).

Начальный пик смертности обычно обусловлен несовместимой с жизнью травмой центральной нервной системы или сердечно-сосудистыми нарушениями. Значительная тяжесть данных повреждений, скоропостижное наступление смерти и нахождение пострадавших, как правило, далеко от стен медицинского учреждения означает только то, что лишь единицам из них суждено выжить. Однако небольшая часть летальных исходов наступает вследствие ранней обструкции дыхательных путей или наружного кровотечения, а, следовательно, данные фатальные осложнения можно предотвратить неотложными мероприятиями первой медицинской помощи.

Смертность от травм
Смертность вследствие травм.
Трехступенчатый характер кривой смертности вследствие тяжелых травм.

Значительная часть пострадавших с травмами головного мозга, умирающих непосредственно на месте происшествия, погибают не вследствие первичного повреждения мозга, а из-за его вторичного повреждения при гипоксии и гиперкапнии, вызванными с обструкцией дыхательных путей и нарушением функции дыхания.

Второй пик смертности, наблюдаемый в течение следующих нескольких часов после травмы, чаще всего обусловлен гипоксией и гиповолемическим шоком. Значительной доли этих смертей можно было бы избежать при наличии эффективной системы оказания неотложной медицинской помощи, именно поэтому данный промежуток времени называют «золотым часом». Одна треть всех летальных исходов при множественной и сочетанной травме являются потенциально предотвратимыми при наличии в медицинском учреждении соответствующих ресурсов (Комиссия по обеспечению хирургических подразделений).

Третий пик в совокупной структуре смертности наблюдается в течение следующих шесть недель после травмы и обусловлен развитием полиорганных нарушений и сепсиса. Подобные осложнения травм требуют проведения высококвалифицированной интенсивной терапии, однако частоту их можно в значительной мере снизить за счет проведения эффективных лечебных мероприятий на предшествующих этапах лечения пострадавших.

Смертность на дороге в зависимости от возраста
Зависимость уровня смертности и частоты тяжелых повреждений от характера участия в дорожном движении и возраста
(Великобритания, 2017, Департамент транспорта).

- Читать далее "Оказание помощи при множественной травме на догоспитальном этапе"

Оглавление темы "Организация травматологической помощи":
  1. Причины множественной травмы и виды смертности при ней
  2. Оказание помощи при множественной травме на догоспитальном этапе
  3. Оценка состояния и начальные мероприятия медицинской помощи при множественной травме
  4. Извлечение и иммобилизация пострадавшего при множественной травме
  5. Методика транспортировки пациента в лечебное учреждение
  6. Принципы организации центров скорой помощи в США
  7. Организация травматологической бригады в центре скорой помощи
  8. Принципы и цели программы Advanced Trauma Life Support for doctors - ATLS
  9. Алгоритм системы ABC в первоначальном обследовании и лечении пациента с травмой
  10. Алгоритм и принципы сортировки пациентов с травмой

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: