Воспитание глухого ребенка в семье. Дактильный знак и дактилология

Известное пособие для родителей «Воспитание глухого ребенка в семье» [Корсунская Б. Д.] в основном ориентирует родителей на оказание дополнительной помощи детям, обучающимся в специализированных детских учреждениях. В этой книге содержатся ценные сведения о воспитании у ребенка интереса к занятиям, о том, как сделать занятие «удовольствием».

Касаясь роли родителей в процессе обучения детей, автор высказывает мнение, что хотя помощь родителей нужна, это не значит, что все родители могут и должны превратиться в учителей. Если отец и мать захотят посвятить себя такой деятельности, это полезно для ребенка, но отнюдь не обязательно, считает автор.

Справедливости ради, отметим, что существует и другое широко распространенное мнение, смысл которого можно выразить следующим образом: как бы ни был талантлив педагог, он не может обойтись без помощи родителей. Мы склонны согласиться именно с этим последним положением.

В связи с тем, что Б. Д. Корсунская настаивает на обязательном и возможно более раннем обучении всех детей дактильной (пальцевой) форме речи, редкий родитель удержится от вопросов по этому поводу. Обычно мы стараемся отвечать на эти вопросы в соответствии с теми представлениями, которые сложились в процессе нашей многолетней практики. Эти представления сводятся к следующему.

Дактилология — это нужное и полезное вспомогательное средство обучения для совершенно определенной категории больных, а именно для тех, у которых, несмотря на использование всего арсенала средств слуховой реабилитации, результат оказался отрицательным. До тех пор, пока остается хотя бы небольшая надежда на успех в деле слуховой реабилитации, от дактилологии следует воздержаться.

Причины осторожного отношения к дактилологии заключаются в том, что любое общение с ребенком в форме каких-либо упрощенных символов (жестов, знаков, в том числе дактильных) дается ему значительно легче, чем речевое общение на основе остаточного слуха. Поэтому в начале обучения дактильным способом создается иллюзия возможности быстрого достижения успеха. И действительно, по сообщениям сурдопедагогов, дактильной азбукой ребенок может овладеть уже в возрасте 2,5 лет [Корсунская Б. Д.].

семья глухого ребенка

Опыт показывает, что наиболее ответственным и трудным для врача и педагога в работе с родителями является начальный период обучения детей методом интенсивной слуховой тренировки. В связи с тем, что эффект тренировки может быть получен не раньше чем через шесть месяцев, а чаще — через год-полтора (и это вполне физиологически обосновано), для родителей очень тяжелым оказывается ожидание ощутимых результатов своей работы. В этот период необходимо неустанно поддерживать у родителей веру в успех, в то, что их работа обязательно принесет плоды.

Родителям бывает очень трудно систематически заниматься, не получая непосредственного подтверждения необходимости продолжения этой работы, не видя реальных успехов ребенка.

Однако следует помнить, что и слышащий ребенок свое первое слово произносит только после многих месяцев «спонтанного» обучения. Подобно слышащему ребенку у тугоухого может быть очень длительный разрыв между первым произнесением слова и тем, когда оно будет использоваться им в связной речи. Ребенок может сделать некоторые успехи, а затем надолго остановиться. В этом нет ничего необычного.

Хотелось бы специально подчеркнуть тот факт, что до начала обучения дети обычно выглядят «более глухими», чем они есть на самом деле. Так, даже от родителей, успешно подготовивших своих тугоухих детей к обучению в массовых школах, нам неоднократно приходилось слышать, что в возрасте двух лет их дети были «совсем глухими». В доказательство они приводили такие наблюдения: дети не оглядывались на лай собаки, на треск мотоцикла, находящегося неподалеку, не реагировали на речь.

Только увидев результаты своей работы по развитию остаточного слуха, родители действительно начинали верить, что у ребенка имеется «полезный» для развития речи слух.

При обучении ребенка с нарушенным слухом очень важное значение имеет применение звукоусиливающей аппаратуры и слухового аппарата. Однако нельзя забывать, что сам по себе слуховой аппарат не научит ребенка слушать и говорить. Аппаратура может лишь сделать звук громче. Использование слухового аппарата способствует осознанию ребенком каждодневных бытовых звуков. Звукоусиливающая установка для слуховой тренировки ребенка (тренажер)—это, по сути дела, большой слуховой аппарат, который применяется на занятиях по развитию речи на основе остаточного слуха ребенка.

По общему признанию, тренажер имеет ряд преимуществ перед слуховым аппаратом: он обеспечивает лучшее качество звучания, большую степень усиления, меньший уровень помех. Оптимальным является наличие в семье тугоухого ребенка и стационарного усилителя, и слухового протеза. Своевременное обеспечение техническими средствами способствует правильному и эффективному формированию слухового самоконтроля речи и в значительной степени облегчает проведение весьма трудоемкой работы по развитию и использованию остаточной слуховой функции ребенка.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Лечение нарушений слуха":
  1. Воспитание глухого ребенка в семье. Дактильный знак и дактилология
  2. Пример воспитания глухого ребенка. Дневник родителей тугоухого ребенка
  3. Пример слуховой тренировки при врожденной глухоте. Дневник мамы ребенка с нарушением слуха
  4. Лекарства для лечения тугоухости. История лечения отитов
  5. Лечение интоксикаций уха. Терапия гриппозных поражений уха
  6. Рассасывающиеся, антисклеротические средства при тугоухости. Йод и химотрипсин при нарушениях слуха
  7. Тканевая терапия при тугоухости. Алоэ и фибс при нарушениях слуха
  8. Кортизон, гиалуроновая кислота при тугоухости. Лидаза при нарушениях слуха
  9. Стрихнин при нарушениях слуха. Никотиновая кислота при тугоухости
  10. Витамин В1, А при нарушениях слуха. Витамин Д при тугоухости

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: