Пример воспитания глухого ребенка. Дневник родителей тугоухого ребенка
Для родителей, приступающих к занятиям с тугоухим ребенком, очень полезно общение с более опытными родителями, которые прошли через все стадии сомнений и временных разочарований, преодолели много трудностей и достигли значительных успехов в реабилитации ребенка. Достаточно ярким примером возможности достижения родителями весьма значительных успехов в деле обучения детей с недостаточностью слуховой функции является ленинградская семья, воспитавшая двух таких детей.
Родители вели подробный дневник. Дневник родителей и послужил основой для изложенного на этих страницах материала. Заметим, что вообще ведение дневника следовало бы взять за правило. Такой дневник, с одной стороны, дисциплинирует родителей, а с другой — представляет большую ценность для специалиста-сурдопедагога.
Первый ребенок Алла С. родилась в срок. Сразу после рождения заболела сепсисом, по поводу которого получала много антибиотиков (в том числе стрептомицин). Понижение слуха было заподозрено родителями в связи с тем, что девочка очень поздно начала говорить. Вначале у родителей не было никаких подозрений, так как в быту девочка реагировала на звуки.
Их, правда, беспокоило отставание в развитии речи (девочка начала говорить только на третьем году, причем, очень неразборчиво). Однако внимание родителей к отставанию в развитии речи и ее дефектам было притуплено успокаивающими советами врачей и родственников, ссылавшихся на то, что такие случаи встречаются, что отец девочки тоже поздно заговорил и т. п.
До трех лет Алла росла дома, а затем пошла в обычный детский сад, где дефекты ее речи и слуха стали явными по сравнению с уровнем развития нормально слышащих сверстников.
В этот период родители обратились к сурдологу, который установил наличие тугоухости на почве стремптомициновой интоксикации. Был назначен курс лечения, но улучшения слуха добиться не удалось. Первая аудиограмма была получена в возрасте 5 лет. Аудиометрические данные представлены на рисунке. Понижение слуха имеет «нисходящий рельеф». Средняя потеря слуха в диапазоне 500—2000 Гц —60 дБ, в диапазоне 250— 1000 Гц —47 дБ.
С пятилетнего возраста с девочкой начал заниматься сурдопедагог. Занятия были направлены в основном на обучение чтению, письму, рисованию. Звукоусиливающая аппаратура в процессе занятий не применялась. В домащних условиях родители прибегали к усилению своего голоса в процессе Общения с ребенком. В результате такой работы к семи годам девочка овладела развернутой фразовой речью.
Сурдопедагог полагал, что она вполне подготовлена к обучению в школе для слабослышащих, однако родители решили «попытать счастья» и отдали ее на обучение в массовую школу. Девочка, занимаясь на первой парте, успешно справилась с программой начальной школы, училась только на «пятерки». Сейчас, в возрасте 11 лет, она уже перешла в пятый класс. С учениками в школе общается свободно, пользуется авторитетом, выполняет общественные поручения, в общем ничем не отличается от своих сверстников.
Можно считать, что в данном случае процесс реабилитации и последующей интеграции прошел успешно. Интерес этого наблюдения состоит в следующем. Несмотря на наличие нейросенсорной тугоухости, развитие речи началось самостоятельно, хотя и с опозданием. Процесс обучения речи и исправления дефектов прошел без использования звукоусиливающей аппаратуры и слухового аппарата.
Правда, как уже говорилось, при общении в семье родители прибегали к форсированию собственного голоса. Небольшие дефекты речи (нечистота и неправильное произношение высокочастотных согласных) сохранились. Можно полагать, что своевременное применение аппаратуры позволило бы более успешно и в более короткие сроки справиться с задачей формирования чистого произношения звуков. Заслуживает внимания тот факт, что девочка успешно обучается в массовой школе, хотя первоначально по формальным данным (аудиограмма) она получила направление в школу слабослышащих.
В настоящее время девочке подобран заушный слуховой аппарат, которым она пользуется при посещении театров, кино, а иногда и на уроках (на диктантах и контрольных работах).
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Лечение нарушений слуха":- Воспитание глухого ребенка в семье. Дактильный знак и дактилология
- Пример воспитания глухого ребенка. Дневник родителей тугоухого ребенка
- Пример слуховой тренировки при врожденной глухоте. Дневник мамы ребенка с нарушением слуха
- Лекарства для лечения тугоухости. История лечения отитов
- Лечение интоксикаций уха. Терапия гриппозных поражений уха
- Рассасывающиеся, антисклеротические средства при тугоухости. Йод и химотрипсин при нарушениях слуха
- Тканевая терапия при тугоухости. Алоэ и фибс при нарушениях слуха
- Кортизон, гиалуроновая кислота при тугоухости. Лидаза при нарушениях слуха
- Стрихнин при нарушениях слуха. Никотиновая кислота при тугоухости
- Витамин В1, А при нарушениях слуха. Витамин Д при тугоухости