Пример слуховой тренировки при врожденной глухоте. Дневник мамы ребенка с нарушением слуха

Второй ребенок в указанной в предыдущей статье на сайте семье — Вова С.. Следует отметить, что в отличие от первого ребенка, второй оказался под нашим наблюдением значительно раньше — в возрасте 8,5 мес.
Мальчик родился в срок. Поскольку беременность у матери сопровождалась нарастанием резус-конфликта, задержанные роды стимулировали хинином. Уже в первые месяцы родители обратили внимание, что ребенок не реагирует на звуки. В результате первого же обследования (в возрасте 6 мес) врачом-отоларингологом было вынесено заключение о наличии полной глухоты. При более тщательном аудиологическом исследовании в возрасте 8,5 мес нами было установлено наличие остаточного слуха (в основном в диапазоне до 1000 Гц). Оценка слуховой чувствительности проводилась по комплексу поведенческих реакций ребенка. Подача звуковых сигналов осуществлялась через головные телефоны.

Родителям были даны рекомендации по проведению слуховой тренировки в домашних условиях, к которой они приступили немедленно. Сначала, как и при занятиях с дочерью, они прибегали к усилению голоса и наклонялись к ушной раковине ребенка, разговаривая с ним, затем отец сконструировал усилитель, обеспечивающий подачу звуков как в свободном звуковом поле (вокруг кроватки-манежа, где обычно играл ребенок), так и через наушники.

Привыкание к наушникам не заняло много времени, буквально на третий день мальчик заинтересовался ими, был готов не снимать наушники часами. Начал прислушиваться к голосам отца и матери, говоривших в микрофон. Применение усиления в свободном звуковом поле (трансляция сказок, песенок через мощный усилитель, проводившаяся в течение месяца), по мнению родителей, не дало выраженного эффекта: казалось, мальчик не обращал на звуки никакого внимания. Предъявление усиленной речи через головные телефоны нравилось ему значительно больше. Мальчик пытался сам надеть наушники, носил их терпеливо почти весь день. В наушниках он стал заметно больше лепетать, смеяться, играть «в ладушки». При поломке замечал отсутствие звука, снимал наушники.

В возрасте 10 мес Вова начал ходить, наушники приходилось снимать, так как он пытался держаться за провода. Возникла острая необходимость п протезировании с помощью носимых слуховых аппаратов. Попытка применить для этой цели аппараты БК-4 не увенчались успехом, мальчик выражал явное беспокойство. В возрасте 1 года 3 мес было осуществлено протезирование с помощью заушного слухового аппарата фирмы «Simmens» (тип «Auriculina» 389 HF). Конкретные характеристики протеза были рекомендованы в соответствии с индивидуальным рабочим диапазоном и степенью потери слуха в этом диапазоне. Ребенок сразу принял и полюбил спои аппараты, с удовольствием носил их в течение всего дня. К полутора годам он начал правильно понимать значение некоторых слов, появились первые слова: «мама», «баба», «Ава» (Алла).

Слова были очень невнятными, голос низкий, глухой. К 2,5 годам запас слов у мальчика составлял 20 простых слов (вместе с лепетными типа «ав-ав»). В это время мальчик начал посещать ясли-сад. Ходил в экспериментальную группу, где обучение проводилось в соответствии с экспериментальной программой Института дефектологии (без использования дактилологии). В первый год пребывания в яслях мальчик много болел, долго привыкал к коллективу. В течение всего дня продолжал носить слуховые аппараты, после дневного сна сам просил надеть их. На время индивидуальных и групповых занятий слуховые аппараты снимались, так как занятия проводились с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры и наушников. У мальчика появились новые слова. К 2 годам 11 мес словарь его состоял из 54 слов. В 3 года 2 мес появились первые попытки объединять слова в короткие предложения: «Папа туктук», «Где Алла?» «Алла упала!» и т. д.

слуховая тренировка при глухоте

Когда мальчику было 3 года 6 мес, в саду начались занятия по письму с алфавитом и таблицами. Вове особенно понравился «магнитный» алфавит, с ним он охотно мог заниматься подолгу. Вскоре он уже мог составить из букв любое слово (по образцу). В детском саду мальчик подружился с ребятами, стал более контактным. Польза общения с детьми была явной. Слухоречевое развитие ребенка проходило вполне успешно. Родители ежедневно забирали его домой и вечером повторяли занятия, которые утром проводили педагоги.

Нервный и впечатлительный ребенок, Вова очень самолюбив, во всем хочет быть первым. Если что-то не получается сразу, теряет желание продолжать занятие. Болезненно реагирует на упреки и замечания, похвалой от ребенка можно добиться гораздо большего. Активность на занятиях с педагогом во многом зависит от настроения. При вызове «к доске» нервничает, не может сосредоточиться, не умеет продемонстрировать то, что уже усвоил. Особенно теряется в присутствии посторонних.

Особенности характера мальчика послужили причиной того, что у педагогов детского сада возникли сомнения относительно успехов в усвоении программы. Однако дома Вова занимался охотно, и родители, будучи уверены в его успешном обучении, поставили своеобразный эксперимент. Отец записал речь сына на магнитную ленту, не ограничивая его временем. Оказалось, что Вова способен говорить без перерыва 20—30 мин во время занятий с матерью. Это было хорошей иллюстрацией того, что труд педагогов не пропадает даром.

К 3 годам 7 мес словарь ребенка состоял из 111 слов, но совершенно правильно он произносил 11 слов. К 4 годам в речи появились более сложные фразы: «Папа пьет кофе», «Я буду рисовать», «Мама, дай булку Вове» и т. п. По окончании учебного года мальчик провел лето на даче, развитие фразовой речи продолжалось. Начал учить короткие стихи. Программу занятий, предложенную па летний период педагогами детского сада, он полностью выполнил, конечно, только благодаря усилиям родителей.
Сейчас Вове 5 лет, у него имеется большой запас слов, фразы из 3—4 слов. Мальчик читает стихи, считает до 100.

Пройдена часть трудного пути, наиболее трудная часть. На очередной страничке дневника появляется запись: «Теперь можно с уверенностью сказать, что борьба за спасение остаточного слуха ребенка, борьба против жестокого удара судьбы, против безжалостного диагноза «полная глухота» завершилась победой родительского терпения, любви и ежедневного труда педагогов — энтузиастов слуховой реабилитации детей с нарушенным слухом. Предстоит работа, большая работа, но уже по накатанным рельсам учебы старшей сестры. Все будет хорошо!».
Нам кажется, что в данном случае есть все основания разделить и поддержать оптимизм родителей.

Материал всей книги уже должен был показать читателям, что слуховая тренировка ребенка с нарушенным слухом — это очень тяжелая работа, требующая огромного времени, терпения и упорства. Наградой за этот труд является развитие способности ребенка к речевому общению. Поэтому в заключение нам хотелось бы привести афоризм, прозвучавший на одном из семинаров, посвященном проблеме обучения детей с нарушенным слухом: «В науке обучения глухих чудес нет, и только терпение педагога представляется таковым».

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Лечение нарушений слуха":
  1. Воспитание глухого ребенка в семье. Дактильный знак и дактилология
  2. Пример воспитания глухого ребенка. Дневник родителей тугоухого ребенка
  3. Пример слуховой тренировки при врожденной глухоте. Дневник мамы ребенка с нарушением слуха
  4. Лекарства для лечения тугоухости. История лечения отитов
  5. Лечение интоксикаций уха. Терапия гриппозных поражений уха
  6. Рассасывающиеся, антисклеротические средства при тугоухости. Йод и химотрипсин при нарушениях слуха
  7. Тканевая терапия при тугоухости. Алоэ и фибс при нарушениях слуха
  8. Кортизон, гиалуроновая кислота при тугоухости. Лидаза при нарушениях слуха
  9. Стрихнин при нарушениях слуха. Никотиновая кислота при тугоухости
  10. Витамин В1, А при нарушениях слуха. Витамин Д при тугоухости

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: