Влияние степени понижения слуха у детей на реабилитацию. Исследования Веденберга

Первые серьезные попытки обучения тугоухих и глухих детей с использованием остаточного слуха в качестве основного канала передачи информации относятся к сороковым годам.
Одним из тех, кто впервые специально поставил целью использовать сохранившиеся остатки слуха детей для возвращения (точнее — для приобретения вновь) способности к речевому общению, был шведский ученый Веденберг [Wedenberg], которого по праву можно считать пионером в области слуховой реабилитации детей. На исследованиях Веденберга следует остановиться подробно.

Первая группа детей, обучавшихся под его руководством в 1948—1954 гг., состояла из 36 человек. Группа была неоднородной по состоянию слуха (средние понижения слуха от 47 до 96 дБ) и по уровню слухорсчевого развития, а также по возрасту (от полутора до шести с половиной лет). В этой группе только в отношении 10 детей можно сказать, что начало обучения было ранним, поскольку они приступили к реабилитации в возрасте 1,5—3,5 лет. У половины детей к моменту начала занятий словарный запас полностью отсутствовал, остальные дети имели запас от двух-трех до 50 слов.

Иными словами, оценивая состав этой группы на основании накопленного сейчас опыта, можно сказать, что группу, к работе с которой приступил Веденберг впервые, отнюдь нельзя считать прогностически благоприятной.

Основным элементом работы по реабилитации детей являлась слуховая тренировка, т. е. занятия по развитию остаточного слуха. Слуховая тренировка осуществлялась путем усиления голоса и приближения педагога (воспитателя, родителя) к ушной раковине ребенка. Такие занятия проводились ежедневно в течение шести часов (два периода по три часа). Дети занимались в дневном детском саду. В остальное время суток слуховая тренировка продолжалась с участием родителей в домашних условиях.

реабилитация слуха у детей

Принципиальным отличием применяемого метода обучения являлось, по мнению автора, то, что слуховая система ребенка служила основным каналом для получения речевой информации, а зрительная — только дополнительным. До этого во всех случаях опирались в основном на зрение, обучая чтению с губ.

До тех пор, пока у ребенка не вырабатывалась «поза прислушивания», свидетельствовавшая об ожидании приближения говорящего к уху, т. е. об активном стремлении ребенка к речевому общению, Веденберг рекомендовал воздерживаться от обучения чтению с губ. Автор подчеркивает, что только при такой последовательности действий педагогов совместно с родителями, т. е. при обязательном первоначальном обучении умению слушать, у ребенка происходит формирование гармонической связи между слуховым и зрительным анализаторами, совершенно необходимой для восприятия речи. Основная задача слуховой тренировки — сделать остаточный слух полезным, научить ребенка пользоваться при восприятии речи всеми доступными акустическими признаками речевого сигнала, в том числе и такими, которые для лиц с нормальным слухом являются второстепенными, т. е. для дифференцирования речевых сигналов обычно не используются.

Следует специально подчеркнуть то обстоятельство, что в результате интенсивной слуховой тренировки автору удалось добиться положительных результатов и у таких детей, которых по формальным признакам следовало отнести к глухим. Это были дети со средней потерей слуха 80—98 дБ при нисходящих аудиограммах или 89—98 дБ — при равномерном понижении слуха (при определении средней потери на частотах 500, 1000 и 2000 Гц). Иначе говоря, такие дети оказались не глухими, как было принято считать до Веденберга, а тугоухими. Это еще раз свидетельствует об опасности формальных подходов при постановке функционального диагноза и о том, что детей, у которых прогноз реабилитации плохой, в действительности значительно меньше, чем принято думать.

Автор отметил, что ношение слухового аппарата оказалось полезным только для детей с равномерным понижением слуха на всех частотах речевого диапазона. У детей с нисходящим рельефом аудиограммы аппараты не давали эффекта, а иногда даже мешали им. Это очень важное наблюдение. Причины подобных явлений были рассмотрены в главе 3.

В целом, в результате слуховой тренировки 20 детей из 36, входивших в экспериментальную группу Всденбсрга, курс реабилитации прошли успешно, т. е. приступили к обучению в обычных школах или классах для тугоухих детей при обычных школах; в семи случаях успеха достичь не удалось (эти дети пошли в школу глухих). Относительно остальных автор еще не располагал окончательными результатами, поскольку к моменту публикации наблюдения они еще были завершены.

Ценный фактический материал, полученный Beденбергом 20 лет тому назад, с несомненностью свидетельствует, что при интенсивной слуховой тренировке прогноз реабилитации может быть благоприятным даже для детей, имеющих средние понижения слуха 70—90 дБ.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Разборчивость обычной и фильтрованной речи. Исследование восприятия речи детьми
  2. Разборчивость речи после урезания частот сверху или снизу тугоухими
  3. Внутриоктавная тональная аудиометрия
  4. Проблема стандартизации слуховых аппаратов
  5. Особенности внутриоктавных аудиограмм. Верхняя граница рабочего диапазона частот уха
  6. Необходимый диапазон частот для усиления слуховыми аппаратами. Параметры полосы пропускания
  7. Средняя потеря слуха. Требования к слуховым аппаратом при нисходящей аудиограмме
  8. Пример слухопротезирования. Правила выбора слухового аппарата
  9. Реабилитация детей с нейросенсорной тугоухостью. Причины и сроки возникновения детской глухоты
  10. Влияние степени понижения слуха у детей на реабилитацию. Исследования Веденберга

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: