Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха

Важными условиями выявления потенциальных возможностей остаточного слуха тугоухих детей являются, во-первых, правильная трактовка аудиометрических данных с учетом возможных возрастных изменений остроты слуха и, во-вторых, оценка потери слуха в диапазоне наименее пострадавших частот. Выполнение этих условий помогает избежать гипердиагностики глухоты.

Середину двадцатого столетия можно назвать началом нового этапа в развитии системы оказания помощи детям, страдающим нейросенсорной тугоухостью. Для этого этапа характерна принципиально иная постановка задач, которая базируется на новых представлениях о возможностях обучения детей речи на основе максимального использования остаточного слуха. Убедительные факты, накопленные многолетним опытом работы с такими детьми во многих странах мира, свидетельствуют, что даже при очень существенных нарушениях слуха удается сделать доступным для тугоухого ребенка нормальное речевое общение с окружающими.

Проблема оказания помощи детям с нарушенным слухом характеризуется тем, что теперь ставится вопрос не только о реабилитации, но и об интеграции детей с тяжелой тугоухостью, т. е. о приобщении их к активной жизни в условиях обычного речевого окружения. Успешное решение этой задачи уже сейчас требует проведения в жизнь сложного комплекса мероприятий организационного характера по рационализации детской аудиологической службы и сурдопедагогической работы с детьми, а также коренного усовершенствования технического оснащения.

реабилитация детей с нарушением слуха

Трудность заключается в том, что многие вопросы еще не получили теоретического обоснования, что опыт еще невелик, что оптимальное решение придется отыскивать в ходе самой работы. Однако важнейшая особенность проблемы реабилитации детей с нарушенным слухом состоит в том, что основным фактором является время, которое во многом определяет успех работы и которое ни в коем случае нельзя упускать.
Поэтому к практическому решению многочисленных задач реабилитации необходимо приступать безотлагательно, не дожидаясь окончательного выяснения деталей.

В задачи нашего сайта не входит рассмотрение всех многочисленных аспектов реабилитации детей, страдающих нейросенсорной тугоухостью, ее задачи значительно скромнее. В основном внимание сконцентрировано на освещении аудиологических вопросов.

Собственно педагогические аспекты реабилитации затронуты в книге только в связи с тем, что часть аудиологических исследований была направлена на сравнительную оценку результатов реабилитации детей, проходивших обучение в различных условиях (в специализированных детских садах интернатного типа, в дневных «речевых» детских садах, в условиях семьи).

В реабилитации тугоухого ребенка должны принимать участие не только врачи и сурдопедагоги, но и родители, причем роль последних настолько значительна, что можно без преувеличения считать реабилитацию заранее обреченной на неудачу, если родители в ней не участвуют. Поэтому и роли родителей, и работе специалистов с родителями в книге уделено особое внимание. Приведены конкретные примеры, свидетельствующие об огромном значении планомерной систематической работы родителей, направленной на развитие слухового опыта ребенка и, прежде всего, на создание у него потребности в речевом общении с окружающими.

Через всю книгу проводится мысль о том, что максимальное использование потенциальных возможностей слуховой системы тугоухих детей достигается только при рано начатой интенсивной систематической слуховой трениропке, осуществляемой с применением адекватного усиления. А способы обеспечения усиления могут быть различными — от громкой речи около ушной раковины ребенка до постоянного ношения слухового аппарата.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: