Реабилитация детей с нейросенсорной тугоухостью. Причины и сроки возникновения детской глухоты

Проблема оказания помощи тугоухим и глухим детям является самостоятельной чрезвычайно актуальной задачей. Об этом свидетельствуют меры, принимаемые Министерством здравоохранения по расширению сети сурдологопедических кабинетов, а также приказ Министерства здравоохранения «О мерах по дальнейшему улучшению медицинской помощи лицам с дефектами физического и умственного развития», в котором намечен ряд конкретных мероприятий по усовершенствованию этой службы.

Для успешного претворения в жизнь намеченных мероприятий и перспективного планирования работы по реабилитации детей с нарушенным слухом необходимо учитывать современные достижения в этой области. С этой целью в настоящей статье мы предполагаем обсудить на основании анализа большого статистического материала (более 2000 детей), накопленного детским аудиологическим кабинетом института в течение пяти лет, ряд вопросов, касающихся причин и сроков возникновения патологии слуха, обращаемости к специалистам и др.
Кроме того, будут рассмотрены некоторые достижения в области реабилитации по материалам зарубежных публикаций и на основании собственных наблюдений.

Анализ историй болезни позволил установить, что основная масса детей (82%) пострадала на первом-втором годах жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления. Первое обращение к врачу-отоларингологу по месту жительства в большинстве случаев (80%) также имело место, когда дети еще не достигли двухлетнего возраста, т. е. было вполне своевременным. Однако это обстоятельство еще ни в коем случае нельзя рассматривать как признак благополучного положения вещей, поскольку между этим первым обращением и тщательным сурдологическим исследованием ребенка проходило, как правило, немало времени (от двух до четырех лет).
Как будет показано дальше, эти сроки, во многом определяющие итог реабилитации, следует считать недопустимо большими.

Среди причин, обусловивших возникновение нейросенсорной тугоухости, одной из важнейших является широкое и не всегда оправданное применение антибиотиков, в числе которых немало ототоксических. Известно, что ототоксическими являются некоторые антибиотики (стрептомицин, неомицин, мономицин и др.), широко применяемые педиатрами при лечении пневмонии, диспепсии, сепсиса и других заболеваний которым наиболее подвержены дети первых месяцев жизни, в особенности недоношенные.

нейросенсорная тугоухость

В качестве другой серьезной причины обычно выделяют такие факторы, как недоношенность, осложнения при родах, ранние инфекционные заболевания [Преображенский Ю. Б., Годин Л. С. и др.]. Отрицать роль этих факторов едва ли можно, однако их удельный вес нам представляется не очень значительным. Как показано специальными исследованиями, формирование слуховой системы завершается на 3—4-м месяцах внутриутробного периода [Wedenberg, Bench e. a.]. Отсюда естественным кажется вывод о том, что сама по себе недоношенность, т. е. факт появления на свет ребенка на 7—8-м месяце беременности едва ли может быть причиной нарушения слуха.

Если же учесть, что до недавнего времени практически каждому недоношенному ребенку назначались антибиотики (в том числе и из профилактических соображений), то роль недоношенности в потере слуха становится более чем сомнительной. То же самое можно сказать и в отношении роли детских инфекций: поскольку их лечение также не обходится без применения антибиотиков, не всегда можно причиной тугоухости считать именно инфекцию. Остаются осложнения при родах, когда возможны родовые травмы, асфиксия и другие явления, действительно способные вызвать патологию слуха. Удельный вес таких случаев в общей массе возникновения тугоухости незначителен.

Если к этому добавить реальную опасность интоксикации плода при введении антибиотиков в организм матери во время беременности, то становится совершенно очевидным, что наиболее существенной и, можно сказать, важнейшей причиной возникновения тугоухости действительно являются антибиотики. Исходя из этих соображений, при анализе материала недоношенные дети, получавшие ототоксические антибиотики, были включены нами в категорию пострадавших от антибиотиков. Поэтому естественно, что процентное отношение пострадавших от антибиотиков оказалось выше, чем в ряде литературных источников [Щеглова Ф. Э., Минц Р. Г., Щербатов И. И., Чистякова В. Р., Преображенский Ю. Б., Годин Л. С, Татеосова И. Ф.], а именно более 70%.

Таким образом, приходится констатировать, что благодаря чрезмерно широкому и далеко не всегда оправданному применению антибиотиков и недоучету их ототоксичности увеличивается количество детей с нейросснсорной тугоухостью, возникшей до периода развития речи. По этому поводу в литературе имеются высказывания о том, что последние 25 лет следует называть «эрой стрептомициновой глухоты» [Tsuiki].

О том, как часто встречаются различные степени понижения слуха, также можно судить на основании анализа материала, имеющегося в нашем распоряжении. Свыше 70% обследованных детей имели среднюю потерю слуха (по частотам 500, 1000 и 2000 Гц), не превышающую 80 дБ, т. е. у большинства детей имелся остаточный слух. В связи с этим важно знать, при каком понижении слуха (степень, рельеф аудиограммы) можно рассчитывать на успешную реабилитацию, а также какими средствами (аппаратура, время начала реабилитации, ее продолжительность и интенсивность) можно достичь оптимальных успехов.
Обсуждение этих вопросов целесообразно проводить на основе фактического материала, отражающего результаты практической работы по реабилитации детей с нарушенным слухом.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация тугоухих детей":
  1. Разборчивость обычной и фильтрованной речи. Исследование восприятия речи детьми
  2. Разборчивость речи после урезания частот сверху или снизу тугоухими
  3. Внутриоктавная тональная аудиометрия
  4. Проблема стандартизации слуховых аппаратов
  5. Особенности внутриоктавных аудиограмм. Верхняя граница рабочего диапазона частот уха
  6. Необходимый диапазон частот для усиления слуховыми аппаратами. Параметры полосы пропускания
  7. Средняя потеря слуха. Требования к слуховым аппаратом при нисходящей аудиограмме
  8. Пример слухопротезирования. Правила выбора слухового аппарата
  9. Реабилитация детей с нейросенсорной тугоухостью. Причины и сроки возникновения детской глухоты
  10. Влияние степени понижения слуха у детей на реабилитацию. Исследования Веденберга

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: