Этика в гинекологии и акушерстве. Взгляд на ЭКО

Моральное обоснование нормативной этики базируется на четырех принципах: автономии, добродетели, «не навреди» и справедливости.
Автономия, или уважение к личности, означает право индивида придерживаться определенных взглядов, принимать решения и предпринимать действия в соответствии с личными ценностями и верованиями. Этот принцип лежит в основе информированного согласия и уважения к частной жизни. В аспекте репродуктивной медицины этот принцип лежит в основе права на воспроизводство себе подобных и выбора способа этого воспроизводства. Приведем некоторые примеры. Можно ли проводить ЭКО женщине, которая знает донора спермы, но не намерена поддерживать с ним отношения? Можно ли осуществлять пересадку эмбриона или использовать банк спермы незамужней женщине?

Позволительно ли женщине, длительное время состоящей в лесбийских отношениях, использовать сперму от известного или неизвестного донора? Можно ли разрешить вдовцу воспользоваться криоконсервированным эмбрионом, полученным от его жены, когда она еще была в живых, и использовать в качестве суррогатной матери члена своей или ее семьи? Можно ли разрешить гомосексуальным мужчинам со стабильными отношениями создавать семьи с использованием донорских яйцеклеток и суррогатного материнства?

По каждому из приведенных выше вопросов при формулировке рекомендаций следует принимать во внимание право индивида на собственное решение, понимая при этом, что свобода воспроизводства потомства имеет некоторые ограничения в случае, если ситуация входит в противоречие с интересами ребенка.

Принцип добродетели означает обязательство заботиться о хорошем самочувствии пациента. Добродетель взвешивает риск и пользу вмешательства. Этот принцип диктует, что пациент должен быть защищен от вредных воздействий и следует принимать меры для охраны его хорошего самочувствия. Он может входить в конфликт с принципом автономии. Примерами вступления в действие этого принципа может служить требование пациентки сделать ей кесарево сечение или пересадить 5 и более эмбрионов.

этика в гинекологии

Принцип «не навреди» — обязательство не причинять вред, как следует из латинского выражения «primum поп nocere»; он должен находиться в балансе с принципом автономии. Принцип добродетели и принцип «не навреди» могут пересекаться, например, в случае, когда пациент отказывается от переливания ему крови по жизненным показаниям или если пациентка, несмотря на ничтожные шансы забеременеть и предыдущие неудачные попытки ЭКО, настаивает на его повторных проведениях.

Принцип справедливости подразумевает честность и беспристрастность (т.е. необходимость быть честным при распределении обязательств (затрат) и ресурсов (благ) между всеми членами того или иного сообщества). В частности, концепция справедливого распределения часто применяется в ситуациях, требующих вынесения решения относительно целесообразного направления вложений. К сожалению, в настоящее время практика ЭКО не так справедлива. Различная политика государств по финансированию программ ЭКО и, зачастую, непризнание бесплодия болезнью страховыми компаниями делают эти методы лечения недоступными для людей с низким уровнем доходов. Особенно остро эта проблема стоит при привлечении третьей стороны (донора яйцеклетки или суррогатной матери), что, как видно сегодня, могут позволить себе только обеспеченные пары.

В аспекте исследовательской работы принцип справедливости оговаривает, что один класс индивидов, в силу присущей ему уязвимости, не может быть избыточно представлен в качестве объекта исследования таким образом, что при этом выигрывают остальные классы. Кроме того, он утверждает, что классы индивидов не могут быть незаконно исключены из участия в исследовании и лишены потенциальной пользы от этого.

В общественной этике при обосновании норм морали интересы сообщества ставятся выше автономии индивида. Ответы на этические вопросы формулируются с учетом того, что ценности и цели многих должны превалировать над ценностями и целями нескольких. Классическим примером являются решения сообщать о случаях заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе об инфекции, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). При вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ) интересы общества могут быть затронуты в случае широкого распространения ПГД с целью выбора пола и преимущественного выбора при этом парами какого-либо одного пола ребенка.

В ситуационной этике обоснование моральных норм базируется на уже существующих решениях определенных вопросов. Она аналогична прикладному законодательству в юриспруденции и за счет постулирования приоритета практики над теорией может вступать в конфликт с принципами нормативной этики и даже отрицать их. Из-за отсутствия единого базового подхода, на который можно было бы исключительно полагаться, практическое применение медицинской этики основано на синтезе многих подходов. Говоря в общем, нормы морали должны применяться с учетом интересов общества, равенства полов и строиться на основе предшествующих хорошо зарекомендовавших себя этических предпосылок.
Имеется много клинических ситуаций, связанных с репродукцией, являющихся предметом размышлений и дискуссий.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Беременность после сорока лет. Материнство в зрелом возрасте"

Оглавление темы "Проблемы гинекологии":
  1. Гистология эндометрия в норме. Соответствие дню цикла
  2. Эндометрит. Патологические маточные кровотечения
  3. Эндометриоз и аденомиоз. Лейомиома
  4. Острый сальпингит. Внематочная (эктопическая) беременность
  5. Кисты яичников. Варианты
  6. Опухоли яичников. Варианты
  7. Этика репродукции и репродуктивных технологий
  8. Этика в гинекологии и акушерстве. Взгляд на ЭКО
  9. Беременность после сорока лет. Материнство в зрелом возрасте
  10. Лечение бесплодия однополых браков. Проблемы

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: