Задержка психического развития ребенка - причины, диагностика
Определение. Задержка психического развития определяется как значимое снижение общих психических функций, сочетающееся с нарушением адаптивного поведения.
Частота. Примерно 3% популяции.
Классификация. Выделены четыре подгруппы задержки психического развития.
а. Лёгкая («поддающаяся обучению») — уровни IQ 55-70. В эту группу входит 80% детей с задержкой развития. Эти люди способны к независимой жизни, женятся и работают, умеют читать и писать. Преобладающий дефицит — в суждениях.
b. Умеренная («поддающаяся тренировке») — уровни IQ 40-55. В эту группу входит 12% детей с задержкой развития; не обязательно требуют ухода, но нуждаются в постоянном наблюдении и экономической поддержке. Способны к самообслуживанию.
c. Тяжёлая — уровни IQ 20-40. В группу входит около 7% детей с задержкой развития, полностью экономически зависимы и требуют постоянного наблюдения, могут научиться говорить, их можно научить элементарным навыкам самообслуживания.
d. Глубокая — уровни IQ менее 20. В группу входит 1% детей с задержкой развития; навыки общения и самообслуживания ограничены, нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.
Этиология. Причины задержки психического развития разнообразны, это широкий спектр биологических факторов и факторов окружающей среды. Лёгкая задержка развития чаще наблюдается среди низших социально-экономических групп и редко объясняется биологическими причинами. Умеренная и тяжёлая задержка развития более равномерно распределена среди социально-экономических групп и чаще объясняется биологическими причинами.
Диагностика задержки психическго развития ребенка
a. Анамнез. Родословная, сведения о течении беременности, родов и неонатального периода имеют крайне важное значение.
b. Физикальное обследование. Необходимо обратить особое внимание на окружность головы, дисморфические черты, аномалии развития, что может навести на мысль об определённом синдроме.
c. Тестирование:
(1) Задержка психического развития может быть установлена только при помощи стандартизованного психометрического тестирования, проводимого обученным профессионалом. Во всех остальных случаях дети до пятилетнего возраста считаются отстающими в развитии.
(2) Отставание в развитии — менее точный, чем задержка психического развития, термин, означающий, что в настоящее время ребёнок отстаёт по сравнению со сверстниками, и ничто не говорит о дальнейшем развитии ребёнка.
- Переход в раздел "Педиатрия - детские болезни"
Оглавление темы "Детские болезни":- Профилактика отравлений у детей
- Недостаток веса у детей (гипотрофия) - причина, диагностика, лечение
- Ожирение у детей - причины, диагностика, лечение
- Энурез у детей - причины, диагностика, лечение
- Энкопрез у детей - причины, диагностика, лечение
- Неспособность ребенка к обучению - причины, диагностика, лечение
- Синдром гиперактивного ребёнка (СГР) - причины, диагностика, лечение
- Школьная фобия (боязнь школы ребенком) - причины, диагностика, лечение
- Аутизм - причины, диагностика, лечение
- Задержка психического развития ребенка - причины, диагностика