Синдром гиперактивного ребёнка (СГР) - причины, диагностика, лечение
Определение. Неадекватность внимания на протяжении определённого промежутка времени, импульсивность и гиперактивность. Следует различать затруднения при выполнении задания и лёгкую отвлекаемость.
a. Путаницу в определение вносят неясные и часто меняющиеся диагностические критерии и различные концептуальные подходы, что отражается во множестве диагностических названий синдрома гиперактивного ребенка (СГР) (минимальное мозговое повреждение, минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический импульсивный синдром, дефицит внимания с гиперактивностью или без неё).
b. Частота СГР — 2-4%, СГР — самое частое поведенческое нарушение среди детей школьного возраста. Мальчики страдают в 10 раз чаще, чем девочки.
Этиология синдрома гиперактивного ребенка (СГР)
В настоящее время признано считать синдром гиперактивного ребенка (СГР) полиэтиологичной патологией, связанной со следующими возможными причинами:
a. Факторы наследования темперамента
b. Незрелость нервной системы
c. Нарушения обмена дофамина в ЦНС
d. Токсины (свинец), пищевые красители и салицилаты
e. Психологические факторы
f. Перинатальная патология
g. Повышенные требования общества и учителей
h. Нервно-артритический тип аномалий конституции (нарушения пуринового обмена).
Диагностика синдрома гиперактивного ребенка (СГР)
a. Анамнез. Желательна беседа с учителями, методистами, психологами. Анамнез должен включать следующие элементы:
(1) Сведения о течении перинатального периода
(2) Темперамент ребёнка в дошкольном возрасте
(3) Детальная информация о занятиях ребёнка до школы и в школе
(4) Семейный анамнез в контексте невнимательности и неуспеваемости в школе
b. Физикальное обследование. Наблюдения за поведением ребёнка во время врачебного осмотра необходимо интерпретировать с осторожностью, так как атмосфера обследования может усиливать либо уменьшать невнимательность. При обследовании следует обратить особое внимание на следующее:
(1) Присутствие т.н. малых аномалий развития, иногда коррелирующих с синдромом гиперактивного ребенка (СГР):
(a) Складки эпиканта и гипертелоризм
(b) Низко посаженные или аномальные ушные раковины
(c) Готическое нёбо
(d) Клинодактилия V пальца кисти
(2) Окружность головы
(3) Неврологическое обследование, включая мягкие знаки.
(4) Исследование зрения и слуха
с. Лабораторные исследования. Не существует специфического теста, определяющего наличие синдрома гиперактивного ребенка (СГР).
Ht и концентрация Hb необходимы для исключения анемии, определение содержания свинца в крови или свободного эритроцитарного протопорфирина — для доказательства свинцовой интоксикации; также можно исследовать функции щитовидной железы. ЭЭГ и КТ диагностического значения не имеют.
Лечение синдрома гиперактивного ребенка (СГР)
a. Поведенческая терапия — основа лечения. Стратегия терапии включает увеличение числа структур в окружающей среде, положительное усиление (стимуляция поощрением и вознаграждением), консультирование и когнитивные подходы с акцентом на релаксацию и/или самоконтроль.
b. Специальное обучение. Дети с дефицитом внимания часто нуждаются в обучении в классе с меньшим числом учеников.
c. Медикаментозная терапия играет второстепенную роль, назначение её возможно лишь при отсутствии эффекта от применения поведенческих и образовательных методов.
(1) Стимуляторы (например, метилфенидат, декстроамфетамин) — препараты первого выбора при лечении синдрома гиперактивного ребенка (СГР).
(a) Препараты могут улучшить успеваемость в школе, поэтому их следует назначать во время обучения с возможным перерывом на каникулы.
(b) Побочное действие стимуляторов: анорексия, головная боль, нарушения сна и возможная задержка роста. При синдроме Турётта стимуляторы противопоказаны.
(2) Трициклические антидепрессанты (например, дезипрамин, имипрамин) и клонидин могут оказать положительный эффект при синдроме гиперактивного ребенка (СГР).
d. Альтернативная терапия. Ограничения в диете, поливитаминотерапия и сенсорно-моторный интегративный тренинг также использовали для лечения синдрома гиперактивного ребенка (СГР) (данных, указывающих на способность изменять гиперактивность и концентрацию внимания, явно недостаточно).
- Читать далее "Школьная фобия (боязнь школы ребенком) - причины, диагностика, лечение"
Оглавление темы "Детские болезни":- Профилактика отравлений у детей
- Недостаток веса у детей (гипотрофия) - причина, диагностика, лечение
- Ожирение у детей - причины, диагностика, лечение
- Энурез у детей - причины, диагностика, лечение
- Энкопрез у детей - причины, диагностика, лечение
- Неспособность ребенка к обучению - причины, диагностика, лечение
- Синдром гиперактивного ребёнка (СГР) - причины, диагностика, лечение
- Школьная фобия (боязнь школы ребенком) - причины, диагностика, лечение
- Аутизм - причины, диагностика, лечение
- Задержка психического развития ребенка - причины, диагностика