Работоспособность после ампутации конечностей. Двигательная активность

Итак, после потери конечности происходит перестройка двигательных навыков, развивается компенсаторная приспособляемость.
Примеры высокой компенсаторной приспособляемости, на которых мы остановимся ниже, свидетельствуют об исключительных пластических возможностях человеческого организма.

Так, Г. А. Альбрехт приводит два примера: первый относится к мужчине, который был лишен обеих ног (голеней) и обеих рук (предплечий). Хорошо ходит. Преподает в школе. Своими культями рук он пишет, рисует на доске мелом и вообще обслуживает себя полностью. Он полон энергии, с большим удовольствием занимается любимым делом — педагогикой.

Второй пример относится к женщине, лишенной обеих стоп и обеих кистей. Она в совершенстве владеет своими культями, которыми не только полностью себя обслуживает (например, умывается, причесывается, делает довольно затейливую прическу из длинной косы, застегивает мелкие перламутровые пуговки своей кофточки, завязывает тесемки, шнурует ботинки), но, что в особенности поразительно, прекрасно владеет иголкой— шьет, вышивает, самостоятельно вдевает нитки, плетет из веревок маты и сложные по рисунку мешочки. Все это она делает чрезвычайно быстро и уверенно. Эти два примера, заключает Г. А. Альбрехт, «как нельзя больше доказывают нам, что при помощи увечных со столь развитыми культями мы должны обучать тому же других увечных, менее энергичных, вялых по характеру, заражая их примерами и всячески оказывая влияние на их психику».

Н. Н. Приоров приводит следующие примеры: 1) инвалид после ампутации плеча и предплечья окончил педтехникум, работает учителем, живет самостоятельно; 2) инвалид с культями обоих предплечий служит объездчиком, женат, имеет 6 детей, самостоятельно пьет, ест, закуривает, колет дрова, стреляет из винтовки, запрягает лошадь и пр.

Подобно Г. А. Альбрехту, Н. Н. Приоров приходит к выводу, что «для воспитания, тренировки, приучения культей инвалида к деятельности необходимо иметь специальные отделения, где подобные примеры приспособляемости инвалидов будут служить хорошей школой для слабых и потерявших веру в возможность работать».

ампутация конечностей

И. М. Каценельбоген сообщает об инвалиде с отсутствием четырех конечностей: «При помощи небольшого кусочка плеча, длиною всего несколько сантиметров, этот инвалид научился каллиграфическому письму и рисованию; живет своим заработком, женат, имеет одиннадцать детей».

И. М. Куркин сообщает об инвалиде без трех конечностей: правой нижней и обеих верхних (культи плеч в нижней трети). «Он пишет левой йогой, держит ею телефонную трубку, ложку при еде, закуривает папиросу, бреет себе бороду, делает педикюр пальцев единственной ноги, ходит с одним костылем».

Л. П. Николаев приводит следующие примеры:
1) юноша после ампутации обоих предплечий научился не только одеваться и раздеваться, пить, есть, писать, рисовать, но и конструировать радиоприемники, шить, резать, выполнять слесарную и столярную работы;

2) студент исторического факультета и в то же время художник-самоучка. Без обеих рук «он рисует картины, держа кисть между зубными дугами правой половины челюстей. При этом он совершает очень тонкие и прекрасно координированные движения»;

3) девушка после вычленения правой руки в плечевом суставе и ампутации левого плеча в верхней трети. Приспособилась выполнять различные действия по самообслуживанию ногами. «Она пишет, шьет, вышивает, режет ногами. Правой стопой она держит ложку и подносит ею пищу - ко рту, а также гребешок, которым она причесывается; переворачивает страницы при чтении книги и т. д.»;

4) женщина с культей правого плеча на уровне средней трети, а левого — в пределах верхней трети. «Это обстоятельство повлияло на характер приспособления, а именно она производит некоторые движения при самообслуживании культями рук. Например, она научилась держать вилку в правой подмышечной впадине, носить ведро с водой на правом плече. Однако более тонкие движения выполняет нижними конечностями, которыми пишет, шьет, стирает. Она настолько приспособилась к трудовым процессам, что своим собственным трудом (она работала прачкой) могла прокормить не только себя, но и дочь. Это может служить примером огромной приспособляемости организма для компенсации даже весьма тяжелых дефектов».

И. М. Саркизов-Серазини упоминает о том, что «в свое время много писали о пианисте Зичи, любимом ученике композитора Листа. Он лишился одной руки и, несмотря на это, достиг такого совершенства в игре на рояле, что превзошел своих современников пианистов, владевших обеими руками».
Фик и Гамеран сообщали о безруких художниках, писавших картины ногами.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Приспособляемость после ампутации конечностей. Работоспособность"

Оглавление темы "Реабилитация после ампутации конечностей":
  1. Работоспособность после ампутации конечностей. Двигательная активность
  2. Приспособляемость после ампутации конечностей. Работоспособность
  3. Реабилитация после ампутации рук. Трудоспособность
  4. Реабилитация после ампутации ног - бедра, голени, стоп. Трудоспособность
  5. Сила и выносливость мышц после ампутации конечности
  6. Факторы влияющие на силу мышц после ампутации рук и ног
  7. Выносливость мышц после ампутации рук и ног. Оценка
  8. Тренировка мышц после ампутации рук и ног. Упражнения
  9. Мышечно-суставная чувствительность после ампутации конечностей
  10. Протезная чувствительность конечностей. Техника повышения

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: