Контроль качества маммографической службы

Эффективность маммографической службы определяется результатами ее работы и оценивается путем сравнения показателей эффективности с установленными стандартами. Эффективность работы службы как единого целого зависит от того, насколько эффективно работает каждая из ее составляющих.

а) Контроль качества (КК). Контроль качества (КК) — это способ поддержания и повышения качества оказания услуги и ее результатов за счет внимательного отношения к каждой составляющей процесса путем систематического анализа и мониторинга. Это способ минимизации числа ошибок и обеспечения рентабельности и эффективности работы службы. От начала и до конца все аспекты маммологической службы связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга и на конечный результат в виде исходов лечения пациенток.

Ошибка на любом из этапов процесса может и не иметь катастрофических последствий, однако ради большей безопасности пациентов эти ошибки необходимо обнаруживать и устранять.

Нет ничего совершенного, и ошибки могут возникать когда угодно. Хорошо работающая система контроля качества позволяет выявить слабые места на любом этапе процесса и устранить возможные ошибки в случаях, если результат таких ошибок не позволяет процессу продвинуться на следующую стадию. Эффективность процессов и их результаты напрямую связаны с постоянным мониторингом и обратной связью, обеспечиваемыми полноценной программой контроля качества.

1. Развитие системы качества. Существует ряд моделей, давно используемых в бизнесе, которые были адаптированы к используются в здравоохранении: Тотальное управление качеством (Total Quality Management, TQM) и стратегия (Lean) Six Sigma. Все эти модели предполагают структурированный подход к процессу планирования, сбора данных, поддержания стандартов и совершенствования.

Они в корне отличаются от процессов контроля качества на отдельных этапах процесса, представляя собой полноценную и всеобъемлющую систему высококачественного оказания услуг.

Система КК состоит из нескольких отдельных элементов:
• Определение цели
• Выбор критериев оценки достижения цели
• Принятие стандартов
• Сбор информации
• Анализ эффективности
• В соответствии с результатами анализа определение новых целей, подтверждение надежности критериев и при необходимости выбор новых критериев.

Аналогичным образом меняются стандарты, если они оказываются слишком слабыми или, наоборот, избыточными.

2. Определение целей. Определение четких целей и задач любой службы позволяет очертить круг ожиданий и обязательных условий, которые обеспечат качественную работу службы как для ее потребителей, так и исполнителей. Качественные показатели работы службы могут быть связаны с процессами или результатами работы службы в целом или отдельных ее элементов, задействованных в обслуживании клиентов.

Если говорить о службе скрининга заболеваний молочной железы, то показателем ее работы является снижение смертности от рака молочной железы в целевой популяции. Для каждого элемента этой службы могут определяться различные показатели качества, что связано с различной ролью этих элементов в процессе скрининга. Например:
• Маммографист должен получать маммограммы высокого качества
• Интерпретатор — обнаруживать максимальное число опухолей на ранней стадии
• Хирург—добиваться минимальной частоты рецидивов

Это — показатели работы процесса в целом, и каждый из этих этапов имеет собственный алгоритм контроля качества.

3. Выбор критериев. Критерии должны быть простыми, содержательными и воспроизводимыми. Они должны представлять собой то, что можно измерить. Важно, чтобы они были простыми для понимания и легко применяемыми на практике. Примеры критериев, связанных с целями, определяемыми программой NHSBSP, представлены в таблице 1.

Контроль качества маммографической службы

4. Принятие стандартов. Чтобы выявить позитивные и негативные тенденции в любом процессе или результате, используемые для этого стандарты должны быть измеряемыми или изменяемыми.

Выделяют два типа стандартов: приемлемые и доступные, т. е. достижимые. Приемлемый стандарт — это минимальный показатель эффективности процесса, необходимый для связанного с этим процессом достижения цели. Доступные стандарты — это уровень эффективности, к которому следует стремиться. Это стандарты, на уровне которых работают лучшие 10% подразделений службы, и целевые показатели для остальных подразделений, работающих менее эффективно. Стандарты обоих типов должны согласовываться профессионалами, непосредственно работающими с этими стандартами.

Примеры тех и других стандартов представлены в таблице 1. Программа контроля качества NHSBSP представляет собой точку пересечения нескольких основанных на принципах доказательности процессов оценки качества, отражающих и направляющих все аспекты работы службы и ее результаты. По мере развития службы в ней появляются и внедряются новые стандарты, охватывающие все этапы оказания услуг. Пример такого стандарта представлен в таблице 2.

Контроль качества маммографической службы

6. Сбор информации. Ключевым аспектом точного и эффективного контроля качества работы службы является доступность точных показателей ее работы, без которых судить об эффективности невозможно. Программа NHSBSP собирает данные через национальную систему баз данных, которая позволяет сравнивать и анализировать данные эффективным и простым для понимания образом. Те же самые задачи, критерии и стандарты могут использоваться подразделениями службы, занимающимися пациентками с клинически выраженными проблемами.

Данные, необходимые для оценки эффективности работы таких подразделений в целом те же, что и данные, используемые для оценки качества работы скрининговой службы.

7. Анализ эффективности. Важно понимать, что анализ эффективности — это продуктивный процесс, который следует воспринимать как возможность узнать что-то новое. Он должен проводиться в неосуждающей форме, в виде открытой дискуссии, и должен способствовать мотивации сотрудников там, где они недостаточно эффективны, и поощрению там, где удалось добиться высоких показателей. В дополнение к групповому анализу важным моментом является индивидуальный анализ работником собственной эффективности и сравнение ее с принятыми стандартами и эффективностью коллег (персональный аудит результатов деятельности).

8. Организационные требования. NHSBSP имеет установленный свод стандартов и критериев, используемых для оценки работы служб, подразделений и отдельных работников с тем, чтобы обеспечивать безопасное и высококачественное оказание услуг пациентам. В течение многих лет с момента появления этой программы опубликовано много работ, посвященных анализу эффективности работы службы, ожиданиям от этой работы как стороны ее сотрудников, так и пациенток.

Существующие стандарты и критерии оценки работы регулярно обновляются в свете новых публикуемых данных. Каждое отдельное подразделение службы должно иметь собственные регламентирующие и нормативные документы, отражающие применение общепринятых критериев эффективности в повседневной практике, и подтверждающие соответствие государственным стандартам. Для того, чтобы различные элементы в составе маммографической службы функционировали на уровне самых высоких стандартов, небходима оптимальная организационная среда, обеспечивающая их эффективную работу.

9. Культура и образование. Культура обучения и анализ усвоенного материала способствуют формированию правильно мотивированного и грамотного специалиста-практика. Неудовлетворительная техника и ограниченные познания негативным образом сказываются на качестве обследования и могут вести к неправильной диагностике. Весь задействованный в работе службы персонал должны быть хорошо знаком с техникой исследований, постоянно поддерживать и совершенствовать собственные знания путем непрерывного профессионального развития, самоанализа и контроля.

10. Доступность и достижимость. С точки зрения общества качество работы службы зависит от понимания обоснованности любых ограничений, предъявляемых женщине, которая может быть потенциальным клиентом службы, и от географической доступности службы для этой женщины.

Если ограничения имеют силу закона, как, например, возрастные ограничения для скрининга, обществу необходимо четко объяснить причины этих ограничений. Если женщина обращается для прохождения скрининга, но ей отказывают, следует детально рассказать женщине о подходящих для нее альтернативах. Например, женщина жалуется на уплотнение в молочной железе и обращается с этой проблемой в подразделение службы, не имеющее необходимых условий для обследования, которое ей действительно необходимо. В таких случаях нормальным будет посоветовать ей, что следует предпринять дальше или к кому обратиться за консультацией.

Географическая доступность может быть одним из основных сдерживающих факторов, особенно если говорить об организации скрининговой службы, если первичной задачей такой службы является максимальный охват населения. При выборе места для организации службы необходимо учитывать в т. ч. и его транспортную доступность. В некоторых географических регионах предпочтительным может быть использование базового оборудования, установленного на мобильную платформу в виде фургона или трейлера.

11. Доступность оценки результатов. Необходимым аспектом качественной работы как базовых, так и специализированных маммографических служб, является простой и быстрый доступ к службе экспертной оценки результатов. В Объединенном Королевстве большинство скрининговых служб обеспечивают женщинам доступ в маммологические клиники, где они проходят тройное обследование, включающее физикальное исследование, визуализацию и, при необходимости, биопсию.

12. Профессиональная организация контроля качества. Любая профессиональная группа должна разрабатывать и использовать в своей работе собственную систему КК. Этот процесс включает определение профессиональных задач, выбор критериев оценки и утверждение стандартов. Вероятно, наиболее важной составляющей процесса КК, которой должны заниматься все члены профессиональной группы, является мониторинг профессиональной эффективности. Именно профессионал в той или иной отрасли наилучшим образом понимает специфику своей практической деятельности и вместе с другими такими же профессионалами способен организовать соответствующую систему контроля.

13. Системы внутреннего контроля качества. Процедуры, связанные с КК, должны адаптироваться в соответствии с ресурсами и особенностями конкретного подразделения, в котором они применяются. К работе в этой системе должен привлекаться каждый сотрудник подразделения, который должен понимать собственный вклад в качественную работу всей службы. Должен проводиться постоянный системный анализ проводимых в отделении процедур для выявления и изменения тех из них, которые нуждаются в оптимизации, выработке механизмов выявления ошибок и планировании мероприятий по их исправлению.

Сотрудники также должны регулярно проводить анализ собственной эффективности и принимать участие в различных мероприятиях, направленных на непрерывное профессиональное развитие сотрудников.

14. Системы внешнего контроля качества. Помимо самоконтроля, обязательного условия эффективной и качественной работы, необходим метод сторонней оценки эффективности — процедура внешнего контроля качества. В Объединенном Королевстве рентгенологи и техники — ассистенты организовали собственную систему аккредитации, включающую полноценный учебный курс и периодические активные обучающие циклы.

Аналогичным образом лица, занимающиеся интерпретацией изображений, имеют доступ к серии тестовых снимков, а гистологи — к серии микроскопических изображений, которые предоставляются всему участвующему в работе соответствующей службы персоналу.

Также осуществляется регулярный анализ работы службы, затрагивающий каждый из аспектов этой работы. Тем самым подразделение в целом и отдельные его работники могут сравнить эффективность своей работы с показателями своих коллег.

б) Система контроля качества национальной службы скрининга заболеваний молочной железы. Служба контроля качества скрининга (SQAS) NHSBSP отвечает за КК всех программ вплоть до завершения скрининга. За дальнейшее лечение и преемственность службы отвечают другие профессиональные организации, имеющие собственные стандарты качества, но работающие в содружестве с SQAS. КК скрининга заболеваний молочной железы начинается с выборки популяции женщин, подлежащих скринингу, и закачивается результатом скрининга, которым может быть установление диагноза рака или возвращение пациентки в рутинный скрининговый цикл.

Систему КК возглавляет государственная комиссия, поддерживающая связь с региональными и местными службами, участвующими в стандартизации процессов и процедур. В Англии сегодня существуют четыре региональные службы контроля качества (RQAS), которые осуществляют контроль за тем, насколько работающие в системе службы соответствуют стандартам, и поддерживают их развитие, а также участие в национальных программах.

Клинические и профессиональные консультанты регулярно делятся опытом и знаниями, тем самым способствуя поддержанию высокого уровня качества работы службы. В качестве экспертов эти консультанты участвуют в мероприятиях по КК, берут на себя лидерство в отрасли, участвуют в разработке новых и обновлении существующих стандартов. Все части службы имеют собственных профессиональных представителей.

RQAS постоянно контролирует работу служб в пределах своего региона и помогает им собирать и анализировать все данные, касающиеся всех аспектов работы службы, указывая на возможные недостатки в работе и оказывая необходимую поддержку для их устранения. Иногда такая служба может выявить какие-либо неблагоприятные обстоятельства, ставящие под вопрос качественную работу службы в целом или безопасность пациенток. RQAS в таких случаях помогает разобраться в ситуации и решить выявленные проблемы. RQAS регулярно оценивает работу подразделений, в т. ч. путем очного посещения их экспертами службы.

Служба общественного здравоохранения Англии регулярно публикует полные отчеты NHSBSP для широкого круга специалистов, в которых детально описываются все процессы КК, касающиеся каждой специальности.

NHSBSP также выпустило систематизированную программу управления качеством, многие пункты в которой соответствуют уровню международного стандарта.

- Вернуться в оглавление раздела "Радиология"

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 18.3.2024

Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.