Как воспитать ребенка самостоятельным и трудолюбивым человеком?

Взрослая жизнь требует от человека большой самостоятельности и ответственности. Только добившись их, каждый из нас может чувствовать себя счастливым и успешным человеком. Ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем родительская любовь. Только прививая любовь к труду, можно воспитать в ребенке самостоятельность, а значит, чувство уверенности и значимости его в этом мире.

Психологи советуют, начинать воспитывать самостоятельность у детей чуть ли не с самого рождения. Еще когда малыш лежит и пытается дотянуться до погремушки, не нужно заботливо положить ему в ручку игрушку. Пусть он сам дотянется до желанной цели. Нельзя постоянно ограничивать инициативу малыша, стараясь предугадать все действия его. Ребенок, которому нет еще и года, пусть сам самостоятельно соберет пирамидку, дотянется до погремушки и перелистает страницы книги. Так заодно он учиться самостоятельности и трудолюбию.

Когда малышу исполнится полтора года, приучите его самостоятельно умываться и пользоваться полотенцем или пусть это сделает ваша няня или домработница. Покажите ему как застегивать пуговицы и помогите только в том случае, если у него долгое время не получается это сделать. Многие родители сами убирают за ребенком игрушки, такой ребёнок вновь и вновь разбрасывает игрушки по всему дому, считая, что родители обязаны убирать их за ним. Предотвратить такую проблему можно, если правильно воспитывать маленького помощника. Приучать ребёнка убирать за собой игрушки бывает очень трудно.  Родителям для этого нужно найти такую мотивацию, чтобы малышу захотелось выполнить предложенную работу и чтобы не только результат, но  сам процесс наведения порядка был для ребенка приятен. Сначала  родителям надо вместе с ребенком убирать игрушки, поддерживая и поправляя его, при необходимости. А если родитель, увидев разбросанные игрушки, дает малышу  распоряжение, чтобы он немедленно навёл порядок, то естественно ребенок будет сопротивляться. Нельзя ребенка принуждать и наказывать. Регулярное применение принуждения и наказания за непослушание приведет к тому, что ребёнок возненавидит уборку, и  будет избегать её. Дело в том, что ребенок после наказания, усвоит для себя, что труд–это наказание. Умные родители воспитывают своих детей так, что ребенок сам пытается заслужить, чтобы ему доверили это дело.

воспитание детей и подростков

Семейная пара, которая воспитывает ребенка, должна приписывать труду смысл  достижения какой-то то награды. Например, ты это не получишь, если не уберешь игрушки. Слишком часто злоупотребляя такой метод в воспитании, в сознании  ребенка откладывается понятие: "за хороший поступок  должна быть награда, а за плохой поступок должно следовать наказание". В результате ребенок отдаляется от труда и воспринимает его только как средство на пути к потреблению. В этом случае при отсутствии потребности, труд  для ребенка не представляет привлекательности и рассматривается им как нечто вынужденное.

В возрасте двух-трех лет малыш начинает твердить: "Я сам!". В этом возрасте ребенку интересно узнать, как  тарелка под струей воды заблестела или как стирать свои колготки. Внутренний интерес ребенка к делам  взрослым кажется родителям, незначительным и часто они  постепенно заглушают его. Психологи считают, что основной причиной сдерживающей ребенка от желания  трудиться является длительная родительская опека. Многие родители  всю домашнюю работу берут на себя только потому, что так намного проще им самим. Ведь так не надо никого заставлять и учить. У таких родителей  вырастает потребитель, который не любит сам работать, зато много требует от близких ему людей.

Воспитывая любовь к труду  нужно чаще хвалить малыша, даже за самые маленькие победы. Лучше сразу придумать ребенку постоянные небольшие домашние обязанности. Например, убирать игрушки и наводить порядок в кроватки, вытирать пыль, застилать свою постель, постирать носовой платок и т.д. При этом конечно поручение должно быть по силам малышу и постоянным, чтобы никто это дело не выполнял.  Поручив постоянное дело ребенку, необходимо дождаться, когда он все сделает сам, а не выполнить быстрее работу за него.

Часто маленький ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать старшим. Не отказывайте детям в желании помочь вам по хозяйству.  Даже если он разольёт воду или не очень чисто протрет пыль, не ругайте его, а наоборот, похвалите.

Воспитать настоящего помощника можно только тогда, если вы не отобьете у него желание помогать вам в раннем детстве.

- Вернуться в оглавление раздела "Психология."

Оглавление темы "Нейрофизиологическая характеристика агрессии":
1. Аффективная агрессия военнослужащих. Причины агрессии молодых военных
2. Аффективная агрессия несовершеннолетних. Характеристика несовершеннолетней агрессии
3. Механизмы подростковой агрессии. Формы подростковой агрессии
4. Формы и виды агрессии. Краткая характеристика различных форм агрессии
5. Психологическая защита правонарушителей. Анализ защитных механизмов личности
6. Биологическая основа агрессии. ЭЭГ-исследование агрессии
7. Методика ЭЭГ оценки агрессии. ЭЭГ предвестники агрессии
8. Особенности изменения энцефалограмм при проявлениях агрессивности
9. Нейрофизиологические показатели агрессивности
10. ЭЭГ-отличия у лиц совершивших различные агрессивные деяния

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: