Аффективная агрессия несовершеннолетних. Характеристика несовершеннолетней агрессии

Ряд особенностей был отмечен в группе несовершеннолетних, совершивших криминальные действия по механизму аффективной агрессии. Основное отличие данного контингента от взрослых состоит в том, что у подростков относительно редко встречаются собственно аффекты, а правонарушения с реализацией аффективной агрессии совершаются часто по незначительному поводу на фоне состояния алкогольного опьянения и нередко даже группой лиц. Если же ситуация действительно конфликтная — острая или пролонгированная, истощающая и без того недостаточные ресурсы подростка, — то аффективная реакция, как правило, приобретает патологический характер, не укладывающийся в рамки сугубо психологического анализа.

Следует также отметить большую патологичность подросткового контингента по сравнению со взрослыми как за счет выраженности психических расстройств и личностных аномалий, так и социального неблагополучия.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что специфика аффективно-агрессивных криминалов несовершеннолетних определяется в первую очередь возрастным фактором — их психика находится в процессе формирования, неустойчива и особенно чувствительна к влиянию негативных воздействий различной этиологии. Ввиду ограниченности социального опыта и представлений о мире, окружающих и себе, естественной возрастной недосформированности когнитивной и эмоционально-волевой сфер, недостаточности личностных ресурсов и суженного диапазона способов реагирования в проблемных, объективно и субъективно сложных ситуациях даже незначительное фрустрирующее воздействие может обостренно восприниматься и протрагированно переживаться как крайне значимое, ущемляющее их личное достоинство, которое и так находится в стадии формирования.

Способствует этому также и то, что в подростковом возрасте часто нет внутренних критериев для оценки объективной сложности реально возникших трудностей, их соотнесения с социальными эталонами и возможными последствиями, наступающими при том или ином пути их разрешения. На фоне еще недостаточных прогностических возможностей, существования в системе смыслов "Здесь и сейчас" без длительных перспектив на будущее при возникновении фрустрирующей ситуации у несовершеннолетних достаточно легко актуализируются аффективные механизмы отреагирования напряжения, в том числе и агрессивного характера.

подростковая агрессия

Свою роль в аффективной агрессии играют социальный и патоперсонологический факторы. На фоне неблагоприятного микросоциального окружения у подросткового контингента с органической патологией ЦНС при все более сужающихся возможностях компенсации ее негативных проявлений в условиях педагогической и социальной запущенности происходит искаженное формирование личностных структур, мотивационной, смысловой и нравственно-этической сфер, что ведет к практически неконтролируемому процессу социопатизации подрастающего поколения. Девальвация ценности человеческой жизни, отсутствие психологического барьера перед лишением жизни другого человека, усвоение негативного социального опыта и стереотипов поведения, в том числе агрессивного, приводят к тому, что даже без выраженной фрустрации реализуются деструктивные формы межличностного взаимодействия.

Мы отнесли эти случаи к аффективной агрессии, поскольку именно фрустрирующая ситуация, хотя, возможно, и незначительная, обусловливала возникновение эмоционального напряжения и служила толчком для его разрядки в аффективной вспышке с агрессивными действиями, часто избыточно жестокими, не соответствующими по своей силе вызвавшему их раздражителю. При этом у подростка данные действия не несли самостоятельной смысловой нагрузки и не являлись инструментом для достижения каких-либо утилитарных целей. Ведущими в реализации таких криминалов являлись в большинстве случаев возрастной и патоперсонологический факторы, а не ситуационный, как у взрослых.

Нарушение произвольной саморегуляции в момент ООД обусловлено не столько выраженностью эмоционального напряжения, сколько влиянием естественных возрастных особенностей психического развития и личностных характеристик, трасформированных в ходе дизонтогенеза. Подростки непосредственно при реализации агрессивных криминальных действий, как правило, не осознавали в полной мере необратимость совершаемого, социальные последствия и значимость данного события, облегченно воспринимали сам факт причинения боли или лишения человека жизни, эгоцентрически переоценивая при этом свою "детскую" обиду, не соизмеряя тяжесть нанесенного вреда и способа отреагирования отрицательных эмоций (субъект убивает "опекаемого" малолетнего за то, что его реакции на нравоучение не соответствуют ожидаемым).

Осознание содеянного и чувство вины либо не возникали вообще, что при экспертном обследовании проявлялось в недостаточно критичном, облегченном легковесном отношении к содеянному, декларации собственной правоты, сохранении эгоцентричной обиды на потерпевших и внешнеобвиняющих реакциях, недостаточном разведении личностно и социально значимого. В других же случаях, особенно если от момента совершения ООД (чаще после взятия под стражу) до поступления на экспертизу проходило относительно длительное время — более полугода, происшедшие события являлись как бы толчком для личностного развития. За этот период времени сами внешние обстоятельства и социальные факторы(взятие под стражу, осуждение знакомыми и значимыми лицами и др.) как бы подталкивали подростка к осмыслению содеянного, становлению оценочных категорий в соответствии с конвенциальными нормами, что в результате вело к иерархизации и структурированию мотивационно-смысловой сферы, самопознанию, развитию самосознания и формированию чувства долга и ответственности как перед обществом, так и перед самим собой.

Таким образом, как вытекает из вышесказанного, механизмы аффективной агрессии у подростков деформированы из-за выраженности сочетанного влияния возрастного и патоперсонологического факторов при относительном нивелировании ситуационного. Сама по себе еще недостаточно сформированная мотивационно-смысловая сфера и структура деятельности под воздействием аффективного напряжения еще больше редуцируется, что приводит к ущербному функционированию практически всех значимых звеньев произвольной регуляции: осмысления ситуации в целом и критической оценки степени значимости и тяжести внешнего воздействия и собственной реакции, адекватности ответа вызвавшему его стимулу, сворачиванию функций планирования, контроля и прогноза. При субъективном восприятии своих действий как соответствующих требованиям ситуации и внутренней их мотивосообразности объективно обнаруживаются ограничения в звене целеполагания и осознания социального значения содеянного.

- Читать далее "Механизмы подростковой агрессии. Формы подростковой агрессии"

Оглавление темы "Нейрофизиологическая характеристика агрессии":
1. Аффективная агрессия военнослужащих. Причины агрессии молодых военных
2. Аффективная агрессия несовершеннолетних. Характеристика несовершеннолетней агрессии
3. Механизмы подростковой агрессии. Формы подростковой агрессии
4. Формы и виды агрессии. Краткая характеристика различных форм агрессии
5. Психологическая защита правонарушителей. Анализ защитных механизмов личности
6. Биологическая основа агрессии. ЭЭГ-исследование агрессии
7. Методика ЭЭГ оценки агрессии. ЭЭГ предвестники агрессии
8. Особенности изменения энцефалограмм при проявлениях агрессивности
9. Нейрофизиологические показатели агрессивности
10. ЭЭГ-отличия у лиц совершивших различные агрессивные деяния
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.