Механизмы подростковой агрессии. Формы подростковой агрессии

Проведенный нами анализ всех трех типов агрессии при совершении ООД показал, что подростковый контингент даже при пограничной психической патологии является наиболее неблагополучным, совершенные несовершеннолетними криминалы либо сугубо ситуативны, либо определяются деформированной личностной структурой, формирующейся в условиях дизонтогенеза, а часто и неблагоприятной микросреды.

Поскольку самосознание подростка является основополагающим новообразованием, отражающим возрастную специфику данного периода развития, без его понимания, а также уяснения особенностей смысловой сферы, недоступных непосредственному наблюдению и выявлению, невозможно до конца понять механизмы подростковой агрессии.

Для выяснения состояния и функционирования этих важных личностных образований у подростков, совершивших агрессивные правонарушения, в рамках изучения проблемы агрессивного поведения лиц с психическими расстройствами было проведено специальное исследование мотивационно-смысловой сферы с помощью метода "репертуарных решеток" Джорджа Келли. Данная техника дает возможность преодолеть проблему неосознаваемости ведущих мотивационных линий, критериев оценок и личностных смыслов за счет их выражения в системе других категорий и значений.

Она направлена на выявление конструктов — способов поведения и невербализованных, часто нерефлексируемых, субъективных параметров оценки, помогающих воспринимать и понимать окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события.

подростковая агрессия

Исследование ценностно-смысловой сферы подростков с психическими расстройствами, совершивших ООД, показало, что для них характерна задержка нравственного развития с недостаточностью ответственности за собственное поведение и практически несформированным экзистенциальным чувством вины — вины по отношению к себе за собственное саморазрушающее поведение. Уровень развития их смысловой сферы соответствовал эго- или группоцентрическому при преимущественно доусловном уровне морали, на котором субъект до конца не осознает необходимость правовых законов.

Было выявлено, что эти подростки связывают представление о счастье в первую очередь с физической силой, во вторую — со смелостью и лишь отчасти — с умом, при этом оно никак не коррелирует с какими-либо морально-нравственными ориентирами, что обусловливает достаточно высокую вероятность совершения криминальных действий при стремлении добиться поставленных целей.

Для оценки собственного противоправного поведения несовершеннолетние не располагают соответствующими внутренними критериями, такие нравственные категории, как стыд, вина и совесть, редуцированы или не сформированы. Наказание оказывается окрашенным отрицательными эмоциями, но не воспринимается как адекватная мера по отношению к проступку, дающая возможность проанализировать, оценить собственное поведение и скорректировать его на будущее.

Представления о морально-нравственных нормах и их связи с юридическими законами остаются у данного контингента неинтериоризованными, усвоенными лишь на уровне формального знания и чаще экстраполированы вовне — к более старшим по возрасту людям или в будущее. Сама же категория "будущее" размыта: определяя в качестве ведущей ценности материальный достаток, подростки обнаруживают недостаточность планирования собственных усилий, просоциально ориентированных действий (труда) и средств по достижению финансового благополучия. Неразвитость познавательных потребностей, когнитивная обедненность, недостаточная сформированность волевой регуляции поведения, экстернальность локуса контроля в сочетании с отсутствием перспективы могут приводить к жизненному краху и являются криминогенными факторами для данного контингента, во многом определяя особенности подростковой агрессии.

Было обнаружено, что в сознании подростков с отклоняющимся поведением часто только в судебно-следственной ситуации начинается процесс осмысления своего противоправного поведения, морально-этических, социальных и правовых норм, вероятности наказания, и в целом — становление правосознания. В этот же период, как правило, осознается ценность такой глобальной категории, как "жизнь", и общечеловеческих базовых ценностей — любви и доверия окружающих, а также социальной значимости работы и образования.

- Читать далее "Формы и виды агрессии. Краткая характеристика различных форм агрессии"

Оглавление темы "Нейрофизиологическая характеристика агрессии":
1. Аффективная агрессия военнослужащих. Причины агрессии молодых военных
2. Аффективная агрессия несовершеннолетних. Характеристика несовершеннолетней агрессии
3. Механизмы подростковой агрессии. Формы подростковой агрессии
4. Формы и виды агрессии. Краткая характеристика различных форм агрессии
5. Психологическая защита правонарушителей. Анализ защитных механизмов личности
6. Биологическая основа агрессии. ЭЭГ-исследование агрессии
7. Методика ЭЭГ оценки агрессии. ЭЭГ предвестники агрессии
8. Особенности изменения энцефалограмм при проявлениях агрессивности
9. Нейрофизиологические показатели агрессивности
10. ЭЭГ-отличия у лиц совершивших различные агрессивные деяния

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: