Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением

Целенаправленные мероприятия по профилактике умышленных травм стали проводиться совсем недавно. Предотвращение случаев нанесения умышленных травм традиционно являлось задачей системы уголовного судопроизводства, и для медицинских работников и специалистов по профилактике данная сфера во многом оставалась неизученной.

Тем не менее очевидно, что и умышленные, и неумышленные травмы имеют общую этиологию, и в обоих случаях профилактическая работа может быть основана на выявлении факторов риска и уменьшении их влияния. В рамках такого подхода профилактика обоих типов травматизма в равной мере основана на возможностях технического прогресса, просвещения и правового принуждения.

Ниже кратко рассмотрены некоторые из профилактических мер, направленных на предотвращение наиболее распространенных типов умышленных повреждений. Смертельные умышленные травмы подразделяются на убийства и самоубийства.

Необходимо иметь в виду, что убийство — следствие агрессивного поведения, различные типы которого часто служат причиной получения несмертельных травм. Разновидностями такого поведения является бытовое насилие, жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с пожилыми людьми и пр. В зависимости от типа агрессивного поведения применяются различные методы профилактики травматизма.
В связи с этим примеры соответствующих профилактических мероприятий рассматриваются далее по отдельности.

Акты насилия гораздо реже совершаются среди незнакомых людей, чем среди тех, кто хорошо знаком друг с другом. В последнем случае, как правило, речь идет о межличностных отношениях, перерастающих в конфликт. Следовательно, основной задачей профилактики агрессивного поведения является утверждение идеи разрешения конфликтов без применения жестокости.

Обучение стратегиям разрешения конфликтов и пропагандирование данной идеи проводилось в двух основных контекстах: в образовательных учреждениях и в местных сообществах.

профилактика умышленных травм

Профилактические мероприятия в образовательных учреждениях, как правило, предполагают включение в программу обучения курсов, призванных сформировать у учащихся навыки подавления агрессии и мирного разрешения межличностных конфликтов. В настоящее время разработан целый ряд стандартизированных учебных программ для учащихся различного возраста — как для начальной школы, так и для старших классов.

Данные образовательные курсы продемонстрировали свою эффективность в изменении отношения учащихся к проблеме насилия и уменьшения проявлений межличностной агрессии в краткосрочной перспективе. Однако насколько продолжителен профилактический эффект, оказываемый этими курсами в долгосрочной перспективе, неизвестно.

Примером одной из таких образовательных программ является «Шаг второй: курс по профилактике агрессивного поведения, 1-3 классы». Данный курс состоит из 30 уроков продолжительностью 30 минут. Каждый урок посвящен определенному социальному сценарию, проиллюстрированному фотографиями. Этот сценарий представляет собой основу для обсуждения и ролевой игры с участием школьников. Учителя, участвующие в таких играх, как правило, проходят двухдневный тренинг. Курс состоит из трех частей:
1) обучение сочувствию,
2) умение сдерживать эмоциональные порывы и
3) умение подавлять злобу.

Для того чтобы оценить эффективность данной программы, в Кинг Каунти, штат Вашингтон, 12 начальных школ случайным образом были поделены на те, в которых проводился указанный курс обучения, и те, которым отводилась роль контрольных групп. Наблюдатели оценивали отношения школьников с другими детьми и учителями, используя стандартную социологическую систему кодировок поведения; при этом им не было известно, читался ли вышеозначенный курс в данной конкретной школе или для данных конкретных учеников.

По сравнению с контрольной группой, учащиеся, прошедшие курс профилактики, демонстрировали меньшее число проявлений физической агрессии и чаще действовали по моделям нейтрального поведения. Данный эффект наблюдался как через две недели, так и через шесть месяцев после окончания курса. Значительные изменения в поведении происходили в течение обоих периодов времени, однако более выраженный характер они носили в течение двух недель. Дальнейшее воздействие такой учебной программы на агрессивное поведение в подростковый период и во взрослом возрасте остается неизвестным.

профилактика умышленных травм

Основной задачей программ, ориентированных на местные сообщества, является внешкольная профилактика насилия среди юношества, что позволяет воздействовать на лиц старшего подросткового возраста, а также на тех, кто был исключен из школы. В рамках некоторых из таких программ используются обучающие методы, аналогичные тем, которые применяются в школе. Подобные мероприятия проводятся государственными образовательными учреждениями и районными медицинскими центрами.

В отдельных случаях молодым людям, относящимся к группе повышенного риска (например, лицам, обращающимся в пункты оказания неотложной помощи с травмами, полученными в результате насилия), назначается курс профилактики агрессивного поведения.

Описанные профилактические программы могут входить в состав более крупных проектов и включать в себя воспитательную работу и проведение развлекательных и культурных мероприятий. Некоторые из таких проектов существуют уже на протяжении многих лет (например, «Клуб мальчиков» [Boys club]). Подобные проекты направлены на профилактику агрессивного поведения в рамках борьбы с преступностью и наркотической зависимостью.

В качестве примера эффективной профилактической инициативы, ориентированной на местное сообщество, можно назвать Программу профилактики травматизма больницы Гарлема (HHIPP; англ. Harlem Hospital Injury Prevention Program). Созданная в 1988 г., данная программа была направлена на снижение детского травматизма в целом и на предотвращение травм вследствие жестокого обращения с детьми в частности.

В ее реализации использовался комплексный подход, включающий в себя образовательные мероприятия, посвященные здоровью и безопасности, меры по усилению безопасности в парках и на детских площадках, а также организацию развлекательных мероприятий для детей и подростков. Больница Гарлема в данном случае являлась головной структурой, объединившей вокруг себя различные районные организаций, а также представителей местной администрации и правительства штата.

Результативность данной программы оценивалась с помощью Системы мониторинга травм в северном Манхэттене. После запуска программы HHIPP показатели детского травматизма в районе в целом снизились на 44%. Частота травм, полученных в результате применения насилия, снизилась на 50%, в то время как среди представителей контрольных групп данный показатель за время исследования повысился на 93%.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие"

Оглавление темы "Профилактика травматизма":
  1. Шлемы и ограничение скорости для профилактики дорожного травматизма
  2. Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
  3. Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав
  4. Профилактика ожогов. Пожары в домах
  5. Профилактика ожогов жидкостями. Ожоги от возгорания одежды
  6. Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм
  7. Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
  8. Государственные меры профилактики травматизма. Достижения
  9. Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
  10. Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: