Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм

Далее в двух различных статьях на сайте рассматриваются два примера, касающиеся использования защитных шлемов; в первом случае речь идет о велосипедистах, во втором — о мотоциклистах. В контексте матрицы Хаддона в обоих примерах анализируется человеческий фактор, действующий в момент дорожно-транспортного происшествия (т.е., уменьшение вероятности получения травмы в ходе инцидента).

Кроме того, в обоих случаях применяется один и тот же стратегический принцип Хаддона — создание механического барьера между источником разрушительной энергии и человеком. Применение данной стратегии продемонстрировало свою эффективность в отношении снижения уровня травматизма головы как у велосипедистов, так и у мотоциклистов. Такая профилактическая мера предполагает активные действия со стороны водителей велосипедов и мотоциклов, от которых требуется надевать шлем перед каждой поездкой.

В обоих рассматриваемых случаях задача заключалась в повышении мотивации людей к такому поведению. Однако учитывая социальные особенности тех групп населения, среди которых осуществлялась данная профилактическая программа, в каждом из этих случаев был необходим свой индивидуальный способ ее реализации.

Кампания по популяризации велосипедных шлемов в Сиэтле проводилась в рамках экспериментальной программы по укреплению здоровья и профилактике травматизма. Для ее осуществления применялся комплексный подход, акцент в котором был сделан на привлечение широкой общественности к участию в данном проекте. Целевой группой этой программы являлись дети раннего школьного возраста.

Вначале был проведен опрос школьников и их родителей с целью оценки их знаний, опыта и отношения к проблеме использования велосипедных шлемов. Было опрошено более 1000 детей раннего школьного возраста и их родителей. Только 12% детей, имевших велосипеды, сообщили о том, что используют шлемы.

В свою очередь, было выявлено три основных причины, по которым большинство детей не пользовались шлемами:
1) родители были не осведомлены об опасности травм головы и об эффективности шлемов в предотвращении таких травм;
2) велосипедные шлемы, стоимость которых в то время составляла 40-60$, считались слишком дорогими;
3) дети отказывались использовать шлемы из страха стать объектом насмешек со стороны большинства других детей, не пользующихся шлемами.

Таким образом, перечисленные проблемы явились основными «мишенями» кампании по популяризации велосипедных шлемов.

велосипедные шлемы

После того как был проведен первичный опрос, Центр профилактики и исследования травм в Харборвью (HIPRC; англ. Harborview Injury Prevention and Research Center) занялся привлечением различных организаций к участию в проекте по популяризации шлемов. В итоге было сформировано объединение, опиравшееся на труд волонтеров и занимавшееся сбором пожертвований в натуральном выражении.

В данное объединение вошли велосипедный клуб «Каскад», департаменты здравоохранения штата и его районов, Медицинская ассоциация штата Вашингтон, Ассоциация родителей и учителей, местное телевидение и радиостанции, местные спортивные деятели, производители велосипедных шлемов и объединение «Группа здоровья» — наиболее крупная организация штата, занимающаяся вопросами медицинского обслуживания. В рамках данного проекта HIPRC выступал в качестве руководящего учреждения, координирующего действия других участников объединения.

В качестве целевой группы программы были выбраны дети раннего школьного возраста, так как их поведение наиболее легко поддается корректирующему воздействию. Информирование родителей первоначально осуществлялось с помощью средств массовой информации. Местные радиостанции и телеканалы безвозмездно предоставили эфирное время для социальной рекламы, посвященной велосипедным шлемам.

В свою очередь печатные средства массовой информации в разделах, касающихся злободневных вопросов, публиковали отчеты травматологического центра I уровня (Медицинский центр Харборвью) о травмах головы, полученных детьми вследствие езды на велосипеде без шлемов. Родители пострадавших в велосипедных авариях, к которым обращались с просьбой разрешить публикацию о несчастном случае, произошедшем с их детьми, как правило, отвечали согласием.

Педиатры и травматологи оказали существенную помощь в подготовке соответствующих материалов к публикации, также выступая с активной агитацией в поддержку использования велосипедных шлемов. Медицинский центр Харборвью предоставил актуальные статистические данные по травматизму, связанному с ездой на велосипеде; эти данные доводились до сведения широкой общественности журналистами.

Наряду с материалами, размещенными в средствах массовой информации, статьи о велосипедных шлемах появились в информационных бюллетенях Ассоциации родителей и учителей штата Вашингтон, а также в печатных органах организации бойскаутов. Аналогичные публикации, адресованные медицинским работникам, вышли в бюллетенях Медицинской ассоциации штата Вашингтон и местного отделения Американской академии педиатров.

велосипедные шлемы

Задачей данных статей являлось привлечение внимания к проблеме профилактики травматизма в целом и использования велосипедных шлемов в частности. Медицинская ассоциация штата выпустила соответствующие информационные проспекты, которые врачи должны были распространять среди своих пациентов.

На момент начала кампании защитные шлемы продавались в основном в специальных велосипедных магазинах для взрослых, и их стоимость составляла 40-60$. Лишь в небольшом числе магазинов, продававших детские велосипеды, также предлагались шлемы. Объединение, занимавшееся пропагандой шлемов, предложило местной фирме-производителю шлемов «Mountain Safety Research» организовать «сотрудничество», состоявшее в следующем: «Mountain Safety Research» начинала массовое производство детских шлемов по цене 20-25$; в свою очередь, входившие в объединение торговые фирмы, занимавшиеся продажей велосипедов, размещали на детских велосипедах специальные ярлычки, призывающие использовать шлемы. Крупные сетевые велосипедные магазины также согласились снизить цены на шлемы. Розничные магазины, участвовавшие в данном соглашении, получили официальную благодарность (и, следовательно, дополнительную рекламу) от Американской академии педиатров.

Кроме того, шлемы можно было приобрести через Ассоциацию родителей и учителей. Сделать шлемы более доступными также помогло распространение купонов на скидку в поликлиниках, школах, а также в ряде молодежных и общественных организаций. Со временем к участию в этой кампании были привлечены и другие производители шлемов.

Для того чтобы повысить мотивацию детей к использованию шлемов, в государственных начальных школах Сиэтла проводились мероприятия, посвященные безопасной езде на велосипедах. Они включали в себя развешивание плакатов, проведение тематических собраний и встречи с местными спортсменами, выступавшими в поддержку шлемов.

В городских парках и других местах общественного отдыха проводились велосипедные гонки, организаторами которых выступали местные радиостанции и велосипедный клуб «Каскад». Во время таких мероприятий дети, использовавшие шлемы, получали поощрительные призы, в том числе купоны на бесплатный картофель-фри и билеты на игру бейсбольной команды «Сиэтл Маринерс».

Кампания проводилась ежегодно начиная с 1986 г., наиболее активные мероприятия приходились на период с апреля по сентябрь. Прямые денежные расходы были связаны, главным образом, с изготовлением печатной продукции и ее распространением. Единственной ставкой, предполагавшей полную занятость, на втором и третьем году кампании была должность методиста по основам здорового образа жизни. Во время велосипедного сезона, в период проведения наибольшего количества мероприятий, открывалась ставка специалиста по связям с общественностью на неполную занятость.
В остальном, вся деятельность в рамках кампании осуществлялась благодаря труду волонтеров и безвозмездной помощи в виде оказания услуг.

Важнейшим компонентом программы по популяризации велосипедных шлемов являлась оценка ее эффективности — как для проведения кампании, так и в отношении ее результатов. Оценивались такие показатели, как 1) число розданных купонов на скидку и процент их использования и 2) количество проданных шлемов. В течение первых двух лет было распространено 109450 купонов на скидку, 4,7%, из которых были использованы — с точки зрения эффективности рекламы данный показатель считается достаточно высоким.

Наибольший процент использования (8,7%) имели купоны, распространявшихся во время соревнований по езде на велосипеде. В течение первых трех лет после начала кампании продажи велосипедных шлемов на территории Сиэтла значительно возросли (с 1500 в 1986 г. до 20000 в 1988 г.).

Прежде всего было важно оценить то, насколько снизился процент смертельных травм и серьезных неврологических повреждений, связанных с велосипедными авариями. Принимая во внимание доказанную эффективность велосипедных шлемов в предотвращении тяжелых и смертельных травм головы, изменение частоты использования шлемов было сочтено эквивалентным показателем результативности данной профилактической программы.

На всей территории Сиэтла осуществлялся выборочный эпидемиологический надзор за велосипедистами. Для получения наиболее адекватной картины первичные наблюдения были проведены до начала массовой информационной кампании. В качестве контрольной группы, позволяющей выявить общие тенденции в использовании велосипедных шлемов, было выбрано население г. Портленд, штат Орегон, где на тот момент подобная кампания не проводилась. В целом за период с 1987 по 1993 гг. наблюдение велось за 8860 велосипедистами Сиэтла.

В течение двух лет реализации программы процент велосипедистов, использующих шлемы, увеличился с 5% в 1987 г. до 16% в 1988 г. В то же время в Портленде процент велосипедистов, использующих шлемы, оставался неизменным, составляя менее 3%. В Сиэтле соответствующий показатель продолжал расти, достигнув в 1993 г. 62%.

Программа по популяризации велосипедных шлемов осуществлялась в течение последних 15 лет и по ряду признаков приобрела «институциализированный» статус. Соответствующие информационно-образовательные материалы распространяются через медицинскую ассоциацию штата; шлемы продаются практически во всех магазинах, торгующих детскими велосипедами; дети, которым оказывается социальная помощь, могут получить бесплатные шлемы через департамент социального обеспечения штата; кроме того, многие педиатры и семейные врачи постоянно ведут работу по профилактике травматизма и популяризации шлемов среди своих пациентов.

По прошествии нескольких лет стало очевидно, что данная программа способствует сокращению числа серьезных последствий велосипедных аварий. Об этом свидетельствует исследование, проведенное среди жителей, зарегистрированных в «Группе здоровья» — крупнейшей организации штата Вашингтон, занимающейся вопросами медицинского обслуживания. Согласно данному исследованию, с 1987 по 1992 гг. число травм головы, полученных вследствие велосипедных аварий и потребовавших либо обращения в пункт оказания неотложной медицинской помощи, либо госпитализации, среди детей в возрасте 5-9 лет уменьшилось на 72%, среди детей в возрасте 10-14-лет — на 78%. Среди лиц, пострадавших в результате велосипедных аварий и госпитализированных в медицинский центр Харборвью — единственный в штате Вашингтон травматологический центр I уровня — процентная доля пациентов с серьезными травмами головы (индекс 4 или 5 для травм головы по сокращенной шкале повреждений [AIS]) уменьшилась с 29% в 1986 г. до 11% в 1993 г. Уровень смертности среди велосипедистов снизился с 7% в 1986-1990 гг. до 3% в 1991-1993 гг.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм"

Оглавление темы "Профилактика травматизма":
  1. Шлемы и ограничение скорости для профилактики дорожного травматизма
  2. Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
  3. Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав
  4. Профилактика ожогов. Пожары в домах
  5. Профилактика ожогов жидкостями. Ожоги от возгорания одежды
  6. Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм
  7. Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
  8. Государственные меры профилактики травматизма. Достижения
  9. Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
  10. Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: