Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
Еще одним фактором риска, влияющим на частоту дорожно-транспортных происшествий, является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Риск попадания в дорожно-транспортное происшествие заметно возрастает при повышении концентрации алкоголя в крови. Вероятность инцидента увеличивается в пять раз при концентрации алкоголя в крови 80 мг/дл, в 7 раз — при концентрации 100 мг/дл и в 25 раз — при концентрации 150 мг/дл.
Согласно подсчетам, 3% водителей находятся в состоянии алкогольного опьянения по вечерам и ночам в выходные дни, когда фиксируется наибольшее число серьезных дорожно-транспортных происшествий. В США управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения является причиной около 36% дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что меры, направленные на борьбу с вождением в состоянии алкогольного опьянения, по сей день являются краеугольным камнем безопасности дорожного движения — как в США, так и в большинстве других развитых стран. Такие меры включают в себя как просветительскую деятельность, так и разработку соответствующих законов.
Многочисленные пропагандистские кампании, направленные на профилактику вождения в состоянии алкогольного опьянения, проводятся такими организациями, как NHTSA, правительственные структуры различных штатов и общественные движения (например, «Матери против вождения в нетрезвом виде»). Целевой аудиторией многих из них являются молодые водители, которые составляют группу наибольшего риска.
Во всех штатах действуют законы, устанавливающие максимально допустимую концентрацию алкоголя в крови у водителей, вне зависимости от того, совершил ли водитель какие-либо иные нарушения правил дорожного движения или нет. В настоящее время во всех штатах данный нормативный показатель снижен до 80 мг/дл. Аналогичным образом во многих штатах строго карается факт нахождения за рулем человека, не достигшего минимального возраста, дающего право вождения.
Однако законотворческая деятельность должна быть неразрывно связана с мерами по обеспечению выполнения принимаемых законов, поскольку эффективность любого закона определяется характером его исполнения. Уровень исполнения законов, запрещающих садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, существенно различается в зависимости от административно-территориального района.
Выборочное проведение тестов на содержание алкоголя в крови и административное наказание в виде лишения водительских прав — только такие меры способны повысить процент водителей, неукоснительно исполняющих соответствующий закон.
Другим направлением профилактики вождения в состоянии алкогольного опьянения является регистрация водителей, госпитализированных с травмами, полученными вследствие нахождения за рулем в нетрезвом виде. Научно подтвержден высокий уровень рецидивов среди пациентов, получающих травмы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, причем касается это не только водителей.
Следовательно, выявление таких пациентов и применение к ним особого подхода будет способствовать сокращению всех видов травматизма, связанного со злоупотреблением алкоголем. С целью идентификации таких лиц рекомендуется осуществлять замер концентрации алкоголя в крови в момент госпитализации, а также проводить короткий опрос пациента.
Для этих целей созданы специальные опросники, к которым относятся Краткий мичиханский тест для выявления алкоголизма (SMAST; англ. Short Michigan Alcohol Screening Test), Мичиханский тест для выявления алкоголизма (MAST; англ. Michigan Alcohol Screening Test) и CAGE (опросник, название которого состоит из букв, с которых начинаются ключевые слова составляющих его вопросов—прим. ред.). Опросник CAGE состоит из четырех основных вопросов: «Пытались ли вы когда-нибудь сократить количество употребляемого вами алкоголя? Раздражает ли вас критика со стороны окружающих по поводу употребления вами алкогольных напитков?
Испытывали ли вы когда-либо чувство вины, связанное с употреблением алкоголя? Испытывали ли вы когда-либо потребность выпить с утра?»
Потенциально эффективной мерой, призванной заставить таких пациентов уменьшить употребление алкоголя, является направление на консультацию к наркологу или проведение профилактической работы с привлечением присутствующих в больнице квалифицированных специалистов.
В ходе проспективного рандомизированного контролируемого исследования, направленного на оценку эффективности скрининга госпитализированных пациентов и проводимой с ними профилактической работы, было установлено, что пациентам, прошедшим соответствующий курс профилактического лечения, удавалось в течение длительного времени (более одного года) ограничивать употребление алкоголя.
Употребление алкоголя представителями этой группы было снижено более чем на 20 порций в неделю, по контрасту с пациентами из контрольной группы, для которых данный показатель составил 7 порций в неделю. Кроме того, по сравнению с контрольной группой, среди пациентов, прошедших профилактику алкоголизма, уровень травматизма сократился на 43%. Краткий курс профилактики алкоголизма, как правило, состоит из одного или нескольких психотерапевтических сеансов продолжительностью менее часа. Данная методика показала свою эффективность на примере большинства пациентов, госпитализированных с серьезными травмами, за исключением случаев тяжелого алкоголизма. За более подробной информацией о кратких курсах профилактики алкоголизма читатель отсылается к публикациям № 47, 48, 49 в списке цитируемых источников.
Благодаря эффективности скрининг-тестов на алкоголизм и кратких курсов профилактики алкоголизма (SBI; англ. [alcohol] screening and brief intervention) Комиссия по травматизму Американского колледжа хирургов сделала наличие программы SBI обязательным условием для государственной аккредитации травматологических центров I и II уровня.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав"
Оглавление темы "Профилактика травматизма":- Шлемы и ограничение скорости для профилактики дорожного травматизма
- Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
- Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав
- Профилактика ожогов. Пожары в домах
- Профилактика ожогов жидкостями. Ожоги от возгорания одежды
- Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм
- Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
- Государственные меры профилактики травматизма. Достижения
- Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
- Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие