Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения

Еще одним фактором риска, влияющим на частоту дорожно-транспортных происшествий, является управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Риск попадания в дорожно-транспортное происшествие заметно возрастает при повышении концентрации алкоголя в крови. Вероятность инцидента увеличивается в пять раз при концентрации алкоголя в крови 80 мг/дл, в 7 раз — при концентрации 100 мг/дл и в 25 раз — при концентрации 150 мг/дл.

Согласно подсчетам, 3% водителей находятся в состоянии алкогольного опьянения по вечерам и ночам в выходные дни, когда фиксируется наибольшее число серьезных дорожно-транспортных происшествий. В США управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения является причиной около 36% дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.

Приведенные факты свидетельствуют о том, что меры, направленные на борьбу с вождением в состоянии алкогольного опьянения, по сей день являются краеугольным камнем безопасности дорожного движения — как в США, так и в большинстве других развитых стран. Такие меры включают в себя как просветительскую деятельность, так и разработку соответствующих законов.

Многочисленные пропагандистские кампании, направленные на профилактику вождения в состоянии алкогольного опьянения, проводятся такими организациями, как NHTSA, правительственные структуры различных штатов и общественные движения (например, «Матери против вождения в нетрезвом виде»). Целевой аудиторией многих из них являются молодые водители, которые составляют группу наибольшего риска.

Во всех штатах действуют законы, устанавливающие максимально допустимую концентрацию алкоголя в крови у водителей, вне зависимости от того, совершил ли водитель какие-либо иные нарушения правил дорожного движения или нет. В настоящее время во всех штатах данный нормативный показатель снижен до 80 мг/дл. Аналогичным образом во многих штатах строго карается факт нахождения за рулем человека, не достигшего минимального возраста, дающего право вождения.

алкоголь и ДТП

Однако законотворческая деятельность должна быть неразрывно связана с мерами по обеспечению выполнения принимаемых законов, поскольку эффективность любого закона определяется характером его исполнения. Уровень исполнения законов, запрещающих садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения, существенно различается в зависимости от административно-территориального района.

Выборочное проведение тестов на содержание алкоголя в крови и административное наказание в виде лишения водительских прав — только такие меры способны повысить процент водителей, неукоснительно исполняющих соответствующий закон.

Другим направлением профилактики вождения в состоянии алкогольного опьянения является регистрация водителей, госпитализированных с травмами, полученными вследствие нахождения за рулем в нетрезвом виде. Научно подтвержден высокий уровень рецидивов среди пациентов, получающих травмы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, причем касается это не только водителей.

Следовательно, выявление таких пациентов и применение к ним особого подхода будет способствовать сокращению всех видов травматизма, связанного со злоупотреблением алкоголем. С целью идентификации таких лиц рекомендуется осуществлять замер концентрации алкоголя в крови в момент госпитализации, а также проводить короткий опрос пациента.

Для этих целей созданы специальные опросники, к которым относятся Краткий мичиханский тест для выявления алкоголизма (SMAST; англ. Short Michigan Alcohol Screening Test), Мичиханский тест для выявления алкоголизма (MAST; англ. Michigan Alcohol Screening Test) и CAGE (опросник, название которого состоит из букв, с которых начинаются ключевые слова составляющих его вопросов—прим. ред.). Опросник CAGE состоит из четырех основных вопросов: «Пытались ли вы когда-нибудь сократить количество употребляемого вами алкоголя? Раздражает ли вас критика со стороны окружающих по поводу употребления вами алкогольных напитков?
Испытывали ли вы когда-либо чувство вины, связанное с употреблением алкоголя? Испытывали ли вы когда-либо потребность выпить с утра?»

Потенциально эффективной мерой, призванной заставить таких пациентов уменьшить употребление алкоголя, является направление на консультацию к наркологу или проведение профилактической работы с привлечением присутствующих в больнице квалифицированных специалистов.

В ходе проспективного рандомизированного контролируемого исследования, направленного на оценку эффективности скрининга госпитализированных пациентов и проводимой с ними профилактической работы, было установлено, что пациентам, прошедшим соответствующий курс профилактического лечения, удавалось в течение длительного времени (более одного года) ограничивать употребление алкоголя.

Употребление алкоголя представителями этой группы было снижено более чем на 20 порций в неделю, по контрасту с пациентами из контрольной группы, для которых данный показатель составил 7 порций в неделю. Кроме того, по сравнению с контрольной группой, среди пациентов, прошедших профилактику алкоголизма, уровень травматизма сократился на 43%. Краткий курс профилактики алкоголизма, как правило, состоит из одного или нескольких психотерапевтических сеансов продолжительностью менее часа. Данная методика показала свою эффективность на примере большинства пациентов, госпитализированных с серьезными травмами, за исключением случаев тяжелого алкоголизма. За более подробной информацией о кратких курсах профилактики алкоголизма читатель отсылается к публикациям № 47, 48, 49 в списке цитируемых источников.

Благодаря эффективности скрининг-тестов на алкоголизм и кратких курсов профилактики алкоголизма (SBI; англ. [alcohol] screening and brief intervention) Комиссия по травматизму Американского колледжа хирургов сделала наличие программы SBI обязательным условием для государственной аккредитации травматологических центров I и II уровня.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав"

Оглавление темы "Профилактика травматизма":
  1. Шлемы и ограничение скорости для профилактики дорожного травматизма
  2. Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
  3. Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав
  4. Профилактика ожогов. Пожары в домах
  5. Профилактика ожогов жидкостями. Ожоги от возгорания одежды
  6. Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм
  7. Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
  8. Государственные меры профилактики травматизма. Достижения
  9. Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
  10. Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: