Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
По контрасту с программой, описанной выше, меры по улучшению ситуации с использованием шлемов мотоциклистами штата Вашингтон были сосредоточены на законодательстве. Законы, обязывающие мотоциклистов надевать защитный шлем во время поездок, являлись предметом дискуссий на общегосударственном уровне. В 1960-1970-х годах такие законы были приняты во многих штатах, в первую очередь из-за угрозы приостановки федерального финансирования дорог.
В 1976 г. Конгресс отозвал полномочия Департамента транспорта США на приостановку государственного финансирования дорог в тех штатах, где отсутствовали законы об обязательном использовании мотоциклетных шлемов. Многие штаты, в том числе Вашингтон, отменили соответствующие законы, причиной чему во многом явилось лоббирование со стороны объединений мотоциклистов.
Одновременно по всей стране наблюдался рост смертности и травматизма головы среди мотоциклистов. В течение 1980-х гг. в штате Вашингтон предпринимались попытки возобновить действие закона о мотоциклетных шлемах. Данный законопроект был дважды отклонен законодательными органами. В ходе последней — третьей — попытки лоббирования этого закона его сторонники указывали не только на последствия тяжелых травм головы, которых можно избежать при использовании мотоциклетных шлемов, но также и на финансовый ущерб, связанный с такими травмами.
Было показано, что использование шлемов ведет к сокращению числа тяжелых травм головы более чем на 50% и что средняя сумма расходов на госпитализацию пациента с травмами, полученными в результате аварии на мотоцикле (15592$), значительно увеличилась в связи с частыми случаями получения мотоциклистами серьезных травм головы (46936$). Кроме того, отмечалось, что реабилитация тяжелых больных и уход за ними предполагают еще большие расходы.
Значительное влияние на законодательные органы штата оказал тот факт, что 63% расходов, связанных с лечением травм, полученных вследствие аварий на мотоциклах, покрывалось из бюджета штата, главным образом в рамках программы «Медикэйд» (программа оказания бесплатной медицинской помощи населению с низкими доходами — прим. ред.). Приведенные данные, продемонстрировавшие роль налогоплательщиков и государственного бюджета в проблеме мотоциклетного травматизма, способствовали принятию законодательными органами штата Вашингтон закона, обязывающего водителей мотоциклов и их пассажиров надевать защитные шлемы во время поездок. Этот закон вступил в силу 7 июня 1990 г. Оценка последствий принятия закона о мотоциклетных шлемах в очередной раз доказала эффективность подобной меры.
Процентная доля пациентов с тяжелыми травмами головы (индекс 4 или 5 по шкале AIS) среди мотоциклистов, госпитализированных в травматологический центр I уровня, после повторного принятия закона о шлемах снизилась с 20% до 9%. Уровень смертности снизился с 10% до 6%.
Приведенные примеры позволяют выделить несколько основных принципов профилактики травматизма. Во-первых, они указывают на необходимость комплексного подхода к профилактике и на важную роль травматологов и других специалистов в просветительской и пропагандистской деятельности. Во-вторых, эти примеры свидетельствуют о значимости того культурно-политического контекста, в котором проводятся те или иные профилактические мероприятия.
Родители оказались готовы воспринимать информацию, касающуюся безопасности их детей, когда эта информация была подана должным образом. Хотя многие мотоциклисты использовали шлемы и до принятия соответствующего закона, попытки воздействовать на противников подобной меры с помощью просветительской деятельности, скорее всего, были бы обречены на неудачу.
Следовательно, в данном контексте решение проблемы должно было осуществляться путем законодательной деятельности. Принятию закона о мотоциклетных шлемах способствовало обнародование данных о том, сколь велики расходы на мотоциклетный травматизм из государственного бюджета, при том что власти штата преследовали политику фискального консерватизма.
В-третьих, каждая из двух описанных выше программ преследовала одну определенную стратегию профилактики, отказавшись от проведения мероприятий широкого спектра, таких как пропагандирование безопасной езды водителями транспортных средств обоих типов. И хотя подобные мероприятия также могут иметь успех, однако интенсивные профилактические программы, такие, как кампании в поддержку использования защитных шлемов, оказываются более эффективными в тех случаях, когда используется преимущественно один канал воздействия.
В-четвертых, ключевым компонентом подобных программ является оценка достигнутых результатов, что было особенно важно в рамках велосипедной кампании. Для оценки эффективности профилактических мер были выбраны поддающиеся измерению репрезентативные показатели (например, изменение процента велосипедистов, использующих шлемы). Сравнение этих показателей на этапах до и после проведения профилактических мероприятий осуществлялось не только среди представителей целевой группы, но также и у контрольных групп. Обе программы функционировали в условиях ограниченного финансирования; велосипедная кампания в значительной мере опиралась на труд волонтеров.
- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Государственные меры профилактики травматизма. Достижения"
Оглавление темы "Профилактика травматизма":- Шлемы и ограничение скорости для профилактики дорожного травматизма
- Влияние алкоголя на дорожно-транспортный травматизм. Травматизм в состоянии алкогольного опьянения
- Влияние возраста водителей на дорожно-транспортный травматизм. Этапы выдачи водительских прав
- Профилактика ожогов. Пожары в домах
- Профилактика ожогов жидкостями. Ожоги от возгорания одежды
- Эффективность велосипедных шлемов. Влияние на травматизм
- Эффективность мотоциклетных шлемов. Профилактика мототравм
- Государственные меры профилактики травматизма. Достижения
- Профилактика умышленных травм. Борьба с агрессией и агрессивным поведением
- Профилактика семейного травматизма. Бытовое насилие