Травмы у детей - частота, факторы риска

Терминология:
1. Травмы. С медицинской точки зрения принципиальных различий между травмой и болезнью не существует; поэтому травмы и отравления следует считать до известной степени такими же случайными и непредсказуемыми, как и болезни. Понятие несчастный случай, подразумевающее непредсказуемость и случайность, постепенно вытесняется термином травма, более адекватно отражающим суть проблемы. Детские травмы, как правило, истинно случайны, но имеются и умышленные (например, ядовитые вещества, убийства).

2. Трёхчленная модель возбудитель — хозяин — среда, применяемая в эпидемиологии, может быть использована и для травматологии: повреждающий фактор — организм — среда.
a. Повреждающий фактор — те или иные виды энергии, вызвавшие травму:
(1) Кинетическая энергия при падениях и столкновениях
(2) Термическая — при ожогах
(3) Химическая — при отравлениях.

b. Второе звено — организм — пострадавший ребёнок, характеризуемый по:
(1) Возрасту
(2) Полу
(3) Уровню развития

c. Среда представлена обстоятельствами, при которых произошла травма. Необходимо учесть:
(1) Физическую среду (например, игровая площадка, автомобиль, врачебный кабинет).
(2) Социальную среду (например, семейное неблагополучие, отсутствие родителей).

Эпидемиология травм у детей

1. Травмы — одна из ведущих причин смерти среди детей в течение последних 40 лет.
a. В США от травм ежегодно погибает более 20.000 детей в возрасте до 19 лет, что составляет 30,3 летальных исходов на 100.000 детей.
b. Количество случаев смерти от травм в четыре раза превышает число летальных исходов от других причин.

2. Смертность и инвалидность — основные критерии оценки детского травматизма. Смерть — наихудший исход, но травмы приводят к широкому спектру расстройств, вплоть до инвалидности.
a. Из каждых 30 поступающих в больницу травмированных детей умирает один.
(1) Ежегодно в США с травмами госпитализируют 600.000 детей.
(2) Среди госпитализированных детей травмы регистрируются у 17% (для взрослых — 8%).

b. Из каждых 730 детей, обратившихся в кабинеты неотложной помощи (но не госпитализированных), умирает один ребёнок. В США ежегодно получает медицинскую помощь более 16 млн детей.

с. На несколько тысяч детей, лечащихся в домашних условиях, приходится один летальный исход; многие длительно пропускают занятия в школе. 3. Потеря трудоспособных лет жизни — существенный критерий исхода травм, ибо учитывает утрату ребёнка для общества как его полноценного члена. Гибель или инвалидность в раннем возрасте приводят к большей потере трудоспособных лет жизни. Согласно этому критерию детский травматизм — серьёзная проблема для общества.

Травмы у детей

Уровень развития ребёнка и травматизм

Характер травм у детей имеет определённую возрастную специфику, в этом смысле их можно предвидеть. Важную роль играют развитие познавательных способностей и двигательных навыков ребёнка.
1. Дети от рождения до 1 года:
a. Ведущая роль принадлежит развитию двигательной активности. В течение первых шести месяцев объём и характер движений ребёнка достаточен для падения с пеленального столика или из кровати взрослых. Детская кроватка и манеж — наиболее безопасные пространства для ребёнка.
b. Во второй половине первого года жизни дети становятся подвижнее. Они уже тянутся к предметам, пытаются брать их в рот. Попадание предметов в дыхательные пути становится основной причиной смерти.

2. Возраст от года до двух лет:
a. Ребёнок начинает ходить, а затем лазать. Развиваются координация и тонкие движения, что позволяет ему заглядывать в недоступные ранее ящики и шкафы.
b. У ребёнка отсутствует чувство опасности: двигательная активность ограничена лишь его физическими возможностями.
c. Игрушки должны быть безопасными. За игрой ребёнка необходимо следить.

3. Дошкольный возраст:
a. Характерные составляющие двигательной активности детей этого возраста — бег, прыжки, лазанье. Дети могут бросать предметы, кататься на велосипеде, общаются с окружающим миром и сверстниками.
b. Однако, мышление остаётся нелогичным и эгоцентричным. Дети ещё не в состоянии понять причинно-следственные связи, поэтому нанесение повреждения себе или другим не предупреждает подобных действий в будущем. Тем не менее, ребёнка можно и нужно воспитывать в необходимом русле.

4. Школьный возраст:
a. Двигательные навыки становятся сложнее. Дети приобщаются к организованным и регламентированным играм. Для этого возраста характерны смелые, связанные с риском поступки без оценки их последствий.
b. Езда на велосипеде становится обычным занятием.
c. Дети в отсутствие родителей и учителей всё больше не соблюдают правил собственной безопасности.

5. Подростковый возраст:
a. Характерна значительная физическая активность, приводящая к резкому учащению случаев спортивных травм.
b. Появляются увлечения, тяга к знаниям.
c. Дети рассудительны в принятии решений и совершении рискованных поступков.

6. Юношеский возраст (старше 14 лет):
a. Совершенствуются физические способности. Занятия спортом и вовлечение детей в производство — причины спортивного и производственного травматизма.
b. Процесс принятия решений становится более логичным, но и более отвлечённым. Дети знают о возможных последствиях планируемого поступка, но — оценивая его риск — они нередко пренебрегают опасностью и руководствуются ложным чувством собственной неуязвимости.
c Усиливается зависимость от сверстников. Желание снискать уважение и быть своим таит возможность опасных поступков или травм [например, приём алкоголя или токсичных веществ).
d. Трудности в поисках своего места и роли в коллективе, семье, школе и обществе могут вызвать депрессию и отчуждение, вплоть до попыток самоубийства.

Группы детей с повышенным риском травм

Выяснение критериев риска повторных травм у детей — предмет широкого обсуждения и исследований. К этим критериям относятся:
1. Двигательная активность. Существует группа детей с недостаточно развитыми двигательными навыками. С другой стороны, есть дети с чрезмерной физической активностью.
2. Восприятие. Нарушения зрительного восприятия приводят к снижению внимания.
3. Поведение. Повышенная импульсивность и двигательная активность, эмоциональная лабильность.

4. Окружающая среда — главное в риске возникновения травм.
a. В некоторых случаях родителям надо рекомендовать изменить окружающую ребёнка среду.
b. Стрессовые ситуации и неурядицы в семье способствуют росту бытового травматизма.
c. Следует учесть и такую причину многократных травм, как жестокое обращение с детьми.

Шкала для оценки тяжести травмы у детей

шкала тяжести травм у детей

- Читать далее "Распознавание умышленных травм у детей - признаки, проявления"

Оглавление темы "Педиатрия":
  1. Расстройства у детей старше 2-х лет до 5-ти лет
  2. Инструктаж родителей школьника - ребенка 5-12 лет
  3. Обследование и оценка развития школьника - ребенка 5-12 лет
  4. Травмы у детей - частота, факторы риска
  5. Распознавание умышленных травм у детей - признаки, проявления
  6. Дорожно-транспортные травмы у детей - частота, виды, профилактика
  7. Падения у детей - частота, виды, профилактика
  8. Утопления детей - частота, механизмы, прогноз, профилактика
  9. Ожоги у детей - частота, виды, неотложная помощь
  10. Удушение детей инородными телами - частота, виды, неотложная помощь

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: