Астения у ребенка при тетраде Фалло. Дисгармоничность личности детей при врожденном пороке сердца

Больной Л., 14 лет. Соматический диагноз: тетрада Фалло, атрезия легочной артерии(?). Порок цианотического типа. Situs viscerum inversus.
Жалобы на одышку при небольшом физическом напряжении, цианоз, повышенную утомляемость.

Физическое состояние. Больной несколько отстает в физическом развитии, выглядит примерно на 11—12 лет. Диспла-стичен. Череп высокий, сдавленный с боков. Окружность его 55 см. Лоб высокий, плоский. Уши большие, оттопыренные. Широкое, немного запавшее переносье. Глазные щели расположены не на одной высоте, слева — несколько выше. Питание понижено. Кожа бледная, губы цианотичны, акроцианоз. Симптом барабанных палочек и часовых стекол. В покое — 20 дыханий в минуту, при малейшем движении возникает одышка, усиливается цианоз.

Декстрокардия. Границы относительной сердечной тупости: правая — по правой среднеключичной линии, левая — на 1 см кнаружи от левого края грудины, верхняя — по третьему ребру справа. Сердечный толчок разлитой в четвертом—пятом межреберье справа, усиленный. Тоны сердца громкие. Над всей областью сердца прослушивается грубый систолический шум с максимумом в четвертом правом межреберье у грудины. Систолический шум проводится по сосудам шеи.

Пульс 76 уд/мин, ритмичный, среднего наполнения. Артериальное давление 120/85 мм рт. ст. Печень прощупывается у края левой реберной дуги, безболезненная.

Анализы крови и мочи без особенностей. Коэффициент использования кислорода 33,2 мл/л, резкое снижение (до 43% от нормы) при нагрузке.

Неврологическое состояние. У больного имеется легкая недостаточность конвергенции левого глазного яблока. Язык при высовывании немного отклоняется вправо. Мышечный тонус и сила мышц равномерно ослаблены. Сухожильные рефлексы равномерно повышены. Отмечается небольшой тремор вытянутых пальцев. Несколько повышена потливость ладоней и стоп. Часты головокружения, пошатывания при ходьбе, изредка возникают головные боли. Аппетит снижен.

тетрада фалло

Психическое состояние. Мальчик выглядит моложе своего возраста, однако выражение лица серьезное, сосредоточенное. Речь несколько замедленная, с частыми паузами, медлителен и вял в движениях. Жалуется на то, что небольшая физическая нагрузка вызывает быстрое утомление, сильную одышку. Каждый день перед тем, как нужно сделать какое-либо физическое усилие, появляется опасение, что не сможет справиться. Для того, чтобы сделать что-либо физически, «должен заставлять себя, иначе руки сами собой опускаются». Старается избегать любой физической нагрузки. Читает лежа или полулежа, так как в сидячем положении быстрее устает. Иногда при ходьбе темнеет в глазах, кажется, что вот-вот упадет, бывает вынужден остановиться.

Временами, когда лежит в постели, появляется ощущение, как будто «постель качается, как на волнах, плывет куда-то».
Робок, застенчив. Смущается и краснеет, если не может ответить на какой-либо вопрос. Часто теряется при разговоре со взрослым. Не уверен в себе, не решителен.

Во время беседы появляется одышка. Быстро устает. Спустя 15 мин от начала беседы начинает отвечать невпопад, переспрашивать, жалуется на усталость. Ходит медленно, часто присаживается. Занят только чтением. С окружающими больными общается мало. Шум детей в отделении утомляет. Тревожен, опасается за исход операции. Услышав разговор больных об операции, долго не мог заснуть.

Больной сознает наличие у себя тяжелого заболевания, иногда опасается, что («врачи не смогут помочь ему». Настроение преобладает ровное, иногда бывает слегка пониженное или тревожное. Часто видит страшные сны. Однажды увидел во сне, что «его перетапливают на сало», и в страхе проснулся. Нередко вскрикивает, разговаривает во сне.
При психологическом исследовании отмечаются низкий уровень притязаний, неуверенность в своих силах, повышенная истощаемость.

Анализ наблюдения. В данном наблюдении речь идет о тормозимом варианте астенического состояния, выраженность которого с возрастом нарастает. На фоне астенического состояния наблюдаются неврозоподобные расстройства сна, колебания настроения.

Личность мальчика характеризуется определенной дисгармоничностью, диспропорцией. Имеет место сочетание проявлений психического инфантилизма с чертами преждевременной зрелости (преобладание интеллектуальных интересов). Отчетливо выражена тенденция к патологическому формированию личности с преобладанием тормозимых, астенических черт характера.

- Читать далее "Недостаточное сознание болезни при врожденном пороке сердца. Страх у детей перед операцией на сердце"

Оглавление темы "Личность больного с пороком сердца":
1. Психическое состояние при коарктации аорты. Виды синдромов психических нарушений
2. Астенические состояния больных пороком сердца. Формы астенических состояний при пороке сердца
3. Неврозы у больных пороком сердца. Истероформные расстройства при пороке сердца
4. Пример астении при врожденном пороке сердца. Пример невротического состояния при пороке сердца
5. Астенические состояния при коарктации аорты. Неврозы у детей при пороке сердца
6. Утомляемость у детей с пороком сердца. Влияние школы на детей с пороком сердца
7. Астения у ребенка при тетраде Фалло. Дисгармоничность личности детей при врожденном пороке сердца
8. Недостаточное сознание болезни при врожденном пороке сердца. Страх у детей перед операцией на сердце
9. Патология личности при врожденном пороке сердца. Нарушение формирования личности при пороке сердца
10. Инфантилизм и его проявления. Психический инфантилизм у больных с пороком сердца

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: