Утомляемость у детей с пороком сердца. Влияние школы на детей с пороком сердца
Начиная с 10—12 лет у больных начинают обнаруживаться такие проявления, как повышенная утомляемость при умственной нагрузке, нарушения активного внимания, рассеянность, забывчивость. Наряду с этим нередко выявляются изменения личности в виде неуверенности в себе, пониженной самооценки.
У детей с пороками «синего» типа, а также при появлении недостаточности кровообращения у детей с пороками «белого» типа нарастают вазо-вегетативные расстройства: склонность к головокружениям, обморокам, повышенной лабильности вазомоторов. Наряду с этим происходит некоторое «огрубение» астенической симптоматики с более выраженным снижением интеллектуальной продуктивности. Таким образом, астеническое состояние переходит в церебрастеническое.
В дальнейшем, при нарастании недостаточности кровообращения и особенно после расстройств мозгового кровообращения возможна трансформация церебрастенического синдрома в психоорганический синдром с ослаблением памяти, качественным снижением уровня абстрактного мышления, огрубением эмоций, назойливостью, эгоцентризмом, интертностью психики, чертами психопатоподобного поведения: грубостью, повышенной эффективностью, непослушанием.
Начало обучения в школе, предъявляющее новые требования, повышение нагрузки на интеллектуальную сферу, смена привычного жизненного стереотипа, связанная с ним, у большинства детей с астеническими состояниями, обусловленными имеющимся пороком сердца, вызывает кратковременную или более затяжную декомпенсацию нервно-психического состояния. Это проявляется в повышении утомляемости, истощаемости, двигательной расторможенности, усилении неврозоподобпых расстройств, в частности в ухудшении сна с появлением сноговорения, иногда — снохождения.
Наблюдающиеся у взрослых больных истероформные и сенестопатически-ипохондрические неврозоподобные расстройства в детстве почти не встречаются. Приводим наблюдение, которое иллюстрируют особенности двух основных вариантов астенических состояний при врожденных пороках сердца у детей.
Больной Е., 9 лет. Соматический диагноз: дефект межжелудочковой перегородки сердца.
Врожденный порок сердца обнаружен в 6 мес. Последние годы периодически жалуется на колющую боль в сердце, иногда после физической нагрузки становится заметной одышка.
До поступления в школу боялся темноты, плакал, если оставался дома один. С раннего детства крайне подвижный, суетливый, двигательно беспокойный.
Физическое состояние. Общее состояние удовлетворительное. Физически развит соответственно возрасту. Телосложение правильное, кожа несколько бледная, цианоза нет. Легкие перкуторно и аускультативно без особенностей. Верхушечный толчок сердца прощупывается в пятом межреберье. Границы относительной сердечной тупости в норме. Второй тон над клапанами легочной артерии акцентирован. В третьем межреберье слева прослушивается грубый систолический шум. Пульс 96—98 уд/мин. Артериальное давление 120/66 мм рт. ст. Печень не увеличена.
Психическое состояние. Больной легко вступает в контакт, не обнаруживает никакой робости при первой беседе с врачами. Не всегда соблюдает дистанцию в разговоре со взрослыми.
Двигательно беспокоен, непоседлив, отвлекаем, хватает предметы, лежащие на столе, временами кривляется, гримасничает, непослушен.
Склонен к фантазированию. Знает, что у него порок сердца, но больным себя не чувствует. Страха перед операцией нет. Настроение преобладает немного повышенное, но временами капризен, плаксив. В отделении труден. Нарушает режим, бегает по палатам, вмешивается в занятия и игры других1 детей. Обижает малышей, часто вступает в драки.
Активное внимание неустойчиво. Память не нарушена. В интеллектуальном развитии не отстает от сверстников.
Произведена операция — ушивание дефекта межжелудочковой перегородки на «открытом» сердце в условиях искусственного кровообращения и умеренной гипотермии (минимальная температура в пищеводе +34°). Операция и послеоперационный период протекали без соматических осложнений. Рана зажила первичным натяжением. После операции исчез систолический шум в сердце, сократились его размеры.
В течение двух дней был вялым, адинамичным, временами оглушенным. Затем около 10 дней отмечались капризность, плаксивость, повышенная истощаемость, плохой сон, пониженный аппетит.
По мере улучшения общего состояния и уменьшения явлений астении все более выступали нарушения, имевшиеся до операции: двигательная расторможенность, суетливость, отвлекаемость, трудности поведения.
Проведенное наблюдение характерно для возбудимого варианта астенических состояний у детей. Наряду с аффективной возбудимостью и двигательной расторможенностью имеются также неврозоподобные нарушения: страхи в дошкольном возрасте, колебания настроения с плаксивостью и капризностью.
- Читать далее "Астения у ребенка при тетраде Фалло. Дисгармоничность личности детей при врожденном пороке сердца"
Оглавление темы "Личность больного с пороком сердца":1. Психическое состояние при коарктации аорты. Виды синдромов психических нарушений
2. Астенические состояния больных пороком сердца. Формы астенических состояний при пороке сердца
3. Неврозы у больных пороком сердца. Истероформные расстройства при пороке сердца
4. Пример астении при врожденном пороке сердца. Пример невротического состояния при пороке сердца
5. Астенические состояния при коарктации аорты. Неврозы у детей при пороке сердца
6. Утомляемость у детей с пороком сердца. Влияние школы на детей с пороком сердца
7. Астения у ребенка при тетраде Фалло. Дисгармоничность личности детей при врожденном пороке сердца
8. Недостаточное сознание болезни при врожденном пороке сердца. Страх у детей перед операцией на сердце
9. Патология личности при врожденном пороке сердца. Нарушение формирования личности при пороке сердца
10. Инфантилизм и его проявления. Психический инфантилизм у больных с пороком сердца