Техника упражнений на развитие суставной чувствительности после протезирования конечностей

1-е упражнение. Исходное положение: стоя. Выполнение: одевание и снимание протезов.
2-е упражнение. Исходное положение: стоя. Выполнение: раскрытие кисти
3-е упражнение. Исходное положение: стоя. Выполнение: захват и удержание различных предметов.

4-е упражнение. Исходное положение: стоя. Выполнение: сгибание в локтевом шарнире.
5-е упражнение. Исходное положение: сидя или стоя. Выполнение: определение с закрытыми глазами различных предметов по упругости, весу, форме.
6-е упражнение. Исходное положение: стоя или сидя. Выполнение: поднесение кисти ко рту.

7-е упражнение. Исходное положение: стоя у доски с линиями, обозначающими углы в градусах. Выполнение: воспроизведение с закрытыми глазами заданных движений определенной амплитуды.
8-е упражнение. Исходное положение: стоя у блока с грузом. Выполнение: поднимание с закрытыми глазами груза на заданную высоту.

9-е упражнение. Исходное положение: стоя. Выполнение: бросание и ловля мячей разного веса и размера.
10-е упражнение. Исходное положение: сидя. Выполнение: обучение письму.
11-е упражнение. Исходное положение: стоя. Выполнение: ходьба с сосредоточением внимания на Движениях рук (протезов) — контроль перед зеркалом.

протезирование конечностей
а —одевание и снимание протезов; б—раскрытие кисти; а — захват и удержание различных предметов; г —сгибание в локтевом шарнире; д - определение различных предметов по упругости, весу, форме с закрытыми глазами; е —поднесение кисти ко рту; ж — воспроизведение заданных движений с закрытыми глазами; з — поднимание с закрытыми глазами груза на заданную высоту; и —бросание и ловля мячей разного веса и размера; к— письмо; л — ходьба перед зеркалом с сосредоточением внимания на движениях рук (протезов).

Описанные выше и в предыдущей статье упражнения целесообразно распределять таким образом, чтобы они были в начале или в середине урока. При этом соблюдение общеметодических правил при занятиях физическими упражнениями (чередование упражнений по характеру, нагрузке, направлению и т. д.) обязательно. Особенно важно соблюдать строгую последовательность в применении упражнений на координацию. Следующее по сложности упражнение может быть дано тогда, когда предыдущие, более простые, занимающимися выполняются свободно. Было бы большой ошибкой предлагать и требовать от занимающихся обязательного выполнения всех приводимых выше упражнений, в особенности упражнений 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30 и 31. Эти упражнения весьма сложны и могут быть предлагаемы лицам с хорошо развитой координацией, для которых упражнения 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 легко выполнимы.

Как отмечалось выше, утомление нарушает мышечно-сустав-ное чувство, поэтому правильность дозировки с учетом функциональных возможностей (физическое развитие, общее состояние и возраст, самочувствие) занимающихся имеют важное значение.
Недостаточно в течение дня ограничиваться проведением одного занятия. Целесообразно давать так называемые индивидуальные задания, которые выполняются инвалидом самостоятельно в течение дня несколько раз.

Желательно, чтобы и после выписки из лечебного учреждения инвалид продолжал заниматься физическими упражнениями. С этой целью при выписке больного рекомендуется снабжать его комплексом упражнений в виде памятки.

Ниже приводятся два примерных урока: один первого (подготовительного) периода, когда занятия проводятся без протезов, другой — второго (основного) периода, когда занятия проводятся в протезах.

Общепринятая схема урока содержит три раздела: вводный, основной и заключительный. Продолжительность урока — 30— 40 мин. Основной принцип методики построения и проведения занятий следующий: на фоне общей проработки мышц и суставов даются те или иные специальные упражнения (из числа приводимых) в зависимости от периода, количества проведенных занятий, возрастных и прочих особенностей занимающихся.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Оценка развития проприорецепции (мышечно-суставного чувства) после ампутации и протезирования конечности"

Оглавление темы "Тренировка после ампутации конечностей":
  1. Упражнения для развития мышечно-суставной чувствительности после ампутации конечности
  2. Техника упражнений после ампутации конечностей. Период до протезирования
  3. Техника упражнений на развитие суставной чувствительности после протезирования конечностей
  4. Оценка развития проприорецепции (мышечно-суставного чувства) после ампутации и протезирования конечности
  5. Развитие гибкости и подвижности в суставах после ампутации
  6. Опороспособность культи и протеза после ампутации. Опорность
  7. Оценка и тренировка опорности культи после ампутации. Техника
  8. Нарушения осанки после ампутации ног. Причины
  9. Коррекция нарушений осанки после ампутации ног. Методика
  10. Оценка результатов коррекции нарушений осанки после ампутации ноги