Методика построения занятий в спорте и физкультуре. Тренировки

При планировании и организации процесса физического воспитания и спортивной тренировки. следует придерживаться принципа цикличности. Малым тренировочным циклом (микроцикл) называют серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и включающих в себя все средства (упражнения), необходимые для решения комплекса задач, стоящих на конкретном этапе процесса физического воспитания или спортивной тренировки. В массовой физической культуре применяют обычно недельные циклы, в спорте — циклы разной длительности (3—12 дней).

Минимальное количество занятий, которое может обеспечить, развитие тренируемых качеств, при условии достаточной нагрузки,— 2—3 в неделю. При спортивной тренировке для обеспечения максимального развития функциональных возможностей организма и развития двигательных качеств проводится не менее 3—5 занятий в неделю. В зависимости от стоящих перед малым циклом задач, определяемых этапом (периодом) тренировки, различают микроциклы втягивающие, базовые, подводящие (к соревнованиям), соревновательные, восстановительные.

Комплексное влияние микроцикла обусловливается соотношением уроков разной направленности.

Уроки (занятия) могут быть как однонаправленного действия (преимущественно для развития силы или выносливости, или скорости), так и смешанного характера. Проводить в одном микроцикле более 2—3 уроков однонаправленного характера не рекомендуется (за исключением некоторых случаев при спортивной тренировке).

В массовой физической культуре в микроциклы, направленные на развитие определенного качества (сила, быстрота), следует включать не менее одного занятия, способствующего развитию общей (аэробной) выносливости (медленный бег, кросс). При 3 занятиях в неделю лучше придерживаться следующего распределения: первое занятие — разносторонняя подготовка, второе — направленное развитие, третье — развитие общей выносливости,, кросс.

занятия в спорте

В массовой физической культуре различают следующие периоды: втягивающий — привыкание к занятиям (4—6 нед), базовый— развитие функциональных возможностей, навыков и качеств до нужного уровня (3—12 мес), поддерживающий — поддержание достигнутого оптимального уровня физических возможностей.
Спортивную тренировку делят на подготовительный, соревновательный и переходной периоды. Применяют два основных способа повышения нагрузки — волнообразный и ступенчатый.

В среднем цикле рекомендуется следующий способ повышения нагрузки: один — три малых цикла с повышающейся нагрузкой, один — с пониженной нагрузкой. При развитии двигательных качеств применяют последовательный и сопряженный способы. Последовательный способ предусматривает развитие сначала базовых качеств — аэробной выносливости или абсолютной силы, а затем специальных физических качеств — скорости, специальной силы и выносливости. При сопряженном способе параллельно развивается несколько качеств: в недельный цикл включаются уроки разной направленности или на одном уроке выполняются упражнения для развития нескольких качеств (ОФП).

При организации физического воспитания необходимо учитывать физические и психологические особенности каждого возрастного периода, а также то, что паспортный (хронологический) возраст не всегда совпадает с биологическим — с уровнем физического развития и функциональных возможностей организма.

В возрасте до 8 лет двигательные качества следует развивать в основном в процессе игр, используя естественные виды движений (бег, прыжки, метания, плавание и т. п.). При развитии силы у детей не следует применять отягощения более 30% массы тела ребенка, у женщин — выше 40—70% максимальной силы в конкретном упражнении.

При развитии скоростных возможностей детей, учитывая их более высокую утомляемость, не следует применять большое количество скоростных упражнений на одном занятии. При развитии выносливости у детей необходимо избегать чрезмерно утомительной работы.

При занятиях с лицами пожилого возраста не рекомендуется применять упражнения с большими и предельными отягощениями, с большой скоростью и амплитудой движения. При занятии с нетренированными лицами среднего, старшего и пожилого возраста нужно избегать выполнения упражнений с большой амплитудой движений, жестких приземлений, больших напряжений.

Старение организма сопровождается замедленным развертыванием функций в начале работы, снижением функциональных возможностей в процессе работы, увеличением продолжительности восстановительных процессов, понижением тренируемости, т. е. способности адаптироваться к повышенной мышечной активности. Все изложенное обусловливает острую необходимость углубления научного обоснования использования бытовых форм физической культуры и изыскания путей их массового внедрения.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Регуляция мышечной деятельности. Рефлексы"

Оглавление темы "Физическое воспитание и спорт":
  1. Физическое воспитание и спорт. Физическое развитие
  2. Тренировка двигательных умений и навыков человека в спорте
  3. Методика построения занятий в спорте и физкультуре. Тренировки
  4. Регуляция мышечной деятельности. Рефлексы
  5. Нейрогуморальная регуляция мышечной деятельности. Влияние гормонов на мышцы
  6. Биохимия мышечной деятельности. Метаболизм мышц
  7. Морфология спорта и физического развития
  8. Оптимизация функции мышц. Перестройка мышц при тренировках
  9. Обследование спортсмена в состоянии покоя. Физиологическая норма

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: