Тренировка двигательных умений и навыков человека в спорте

Двигательным умением называется такая степень владения двигательным актом, при которой управление движениями осуществляется при ведущей роли мышления. Для формирования двигательного умения необходимы: 1) знания о том, как надо выполнять данный двигательный акт; 2) двигательный опыт, богатый различными двигательными умениями и навыками, на основе которых можно построить новое движение; 3) активный мыслительный процесс поиска правильного решения двигательной задачи.

В процессе физического воспитания двигательные умения могут иметь двоякое значение: самостоятельное, когда владение движениями не должно длительно и устойчиво сохраняться (например, умение выполнять подготовительные или подводящие упражнения), и как начальные стадии двигательных навыков при обучении движениям с целью воспитания совершенного и устойчивого владения ими.

Двигательный навык — это степень владения двигательным актом, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями и длительно сохраняющейся надежностью его исполнения. Основными чертами двигательного навыка являются автоматизированность и слитность движений, а также устойчивость исполнения. Они обусловлены физиологическим механизмом двигательного навыка, основу которого составляет динамическая стереотипность корковой деятельности.
Процесс формирования двигательного навыка делится на стадии, соответственно которым в процессе обучения движениям различают три этапа.

Такая структура обучения полностью имеет место в спорте. Однако в некоторых случаях в практике физического воспитания, в частности при начальном обучении плаванию, ходьбе на лыжах, могут иметь место только первый и частично второй этапы обучения, третий же проходит стихийно при самостоятельной практике прошедших обучение. Если новое техническое действие настолько просто, что не требует специального обучения для воспроизведения основы его техники, то может быть значительно, сокращен первый этап обучения, поскольку двигательные действия в общих чертах осуществляются при первых попытках исполнения.

Этап первоначального овладения движением — овладение основой техники изучаемого действия. Частные задачи: создание общего представления об изучаемом движении,, обучение частям двигательного акта, которыми занимающийся не владеет, обучение общему ритму двигательного акта, устранен ние лишних движений и грубых искажений техники.

двигательные умения человека

Этап углубленного разучивания — овладение в; совершенстве техникой упражнений. Частные задачи: уточнение деталей двигательного акта, его ритма, устранение излишнего напряжения, достижение слитности движений, овладение основными вариантами техники.

Стадия формирования навыка на этом этапе обучения характерна большим нервным напряжениям в связи с тонкой дифференцировкой движений. Управление движениями автоматизируется по мере того, как они повторяются без изменений. В конце стадии складывается уточненная система условных двигательных рефлексов (динамический стереотип), которая нуждается в закреплении. Основным является метод обучения при целостном исполнении действия.

Количество повторений заданий в занятии постепенно увеличивается. Интервалы между занятиями могут удлиняться. На этом этапе намечается индивидуализация техники. В конце этапа можно применять соревновательный метод, но лишь с целью повышения качества исполнения упражнений.

Этап закрепления навыка и дальнейшего совершенствования двигательного действия — упрочение двигательного навыка, обеспечение его успешного применения в двигательной деятельности. Частные задачи:

1) закрепление навыка освоенной техники;
2) обеспечение вариативности двигательного действия;
3) обеспечение его устойчивостис к «сбивающим» факторам;
4) завершение индивидуализации техники действия;
5) перестройка техники в соответствии с развитием физических качеств.

Для методики этапа закрепления и совершенствования характерно целостное исполнение изученного движения с многократным повторением в изменяющихся условиях, в различных вариантах н сочетаниях с другими действиями. На этом этапе широко применяется метод сопряженного действия, при котором двигательный акт исполняется при увеличенных усилиях и скоростях. При этом совершенствование движений сливается в единый; процесс с воспитанием специальных физических качеств.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Методика построения занятий в спорте и физкультуре. Тренировки"

Оглавление темы "Физическое воспитание и спорт":
  1. Физическое воспитание и спорт. Физическое развитие
  2. Тренировка двигательных умений и навыков человека в спорте
  3. Методика построения занятий в спорте и физкультуре. Тренировки
  4. Регуляция мышечной деятельности. Рефлексы
  5. Нейрогуморальная регуляция мышечной деятельности. Влияние гормонов на мышцы
  6. Биохимия мышечной деятельности. Метаболизм мышц
  7. Морфология спорта и физического развития
  8. Оптимизация функции мышц. Перестройка мышц при тренировках
  9. Обследование спортсмена в состоянии покоя. Физиологическая норма

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: