Патохарактерологические реакции детского и подросткового возраста.

Патохарактерологические реакции детского и подросткового возраста (МКБ-10—F43.24) — психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно разнообразными отклонениями в поведении ребенка и подростка, ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими, в частности соматовегетативными, расстройствами (В. В. Ковалев, 1979).

Они выходят за рамки объяснимого подражания в данной среде. Обычно эти реакции усугубляются неврастеническими симптомами (плохой сон, бессонница, эмоциональная лабильность и др.).

Психогенное патологическое формирование личности определяется механизмами психогенеза и особенностями ведущего «синдрома» патологических изменений характера, позволяющими выделить 4 основные группы (типа): 1) патологическое развитие, или патологическое формирование, характера; 2) постреактивное патологическое формирование личности; 3) невротическое развитие (см. Неврозы); 4) дефицитарный тип патологического формирования личности.

Патохарахтералогическим развитием у детей и подростков следует называть (по В. В. Ковалеву, 1979) психогенное патологическое формирование характера, связанное с психотравмирующей ситуацией в данной среде и неправильным воспитанием. В зависимости от направленности и системы воспитательных воздействий в детском и подростковом возрасте различают варианты патологических формирований характера: аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый.

Аффективно-возбудимый вариант характеризуется склонностью к аффективным разрядам, не адекватным силе вызвавшего их внешнего воздействия и данной ситуации, агрессивно-злобным поведением, неумением сдерживать себя, готовностью к созданию конфликтных ситуаций. Свойственно отрицательное отношение к взрослым, особенно близким, с объяснимыми самим подростком причинами, не всегда имеющими реальное основание. Важная роль в возникновении этого типа патологического формирования характера принадлежит реакциям активного и пассивного протеста, которые с течением времени закрепляются и становятся определенным для данной личности стереотипом поведения в обществе. При этом теряется реактивный, временный характер эмоционально-волевых изменений и приобретаются черты постоянного личностного реагирования вне зависимости от психотравмирующей ситуации.

патохарактерологические реакции у детей

Тормозимый вариант (по МКБ-10—F60.7 — Зависимое расстройство личности) проявляется тормозимостью, неуверенностью в себе, робостью, обидчивостью, трусливостью, склонностью к психогенным астеническим реакциям. В происхождении этого варианта главная роль принадлежит неправильному воспитанию типа «гиперопеки». Возникновению тормозных черт характера предшествует период реакций пассивного протеста и отказа (уход из дому, отказ от речевого общения с определенными лицами и т.п.). С течением времени присоединяются симптомы невротического уровня (заикание, энурез).
Временные нарушения адаптации с отклонением в поведении возникают при действии психогенно значимых для личности факторов.

Скрытая акцентуация обнаруживается только под влиянием определенных психотравмирующих ситуаций, которые не приводят к заметной социальной дезадаптации. Акцентуации являются преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств различного уровня.

Основные типы акцентуаций (по А. Е. Личко, 1983) в подростковом возрасте: гипертимный, циклоидный, астеноневротический, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный, сенситивный, лабильный.

Гипертимный тип. С детства отличаются общительностью, недостаточным чувством дистанции, склонностью к озорству. Характерны приподнятое настроение и хорошее самочувствие. К правилам и законам относятся легкомысленно, плохо переносят жесткую дисциплину. Несмотря на хорошие способности учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости. Из подростковых поведенческих реакций усилена реакция эмансипации.

Циклоидный тип. У подростков с гипертимными чертами с детства в дальнейшем обнаруживают чередующиеся фазы: субдепрессивную, подъема и ровного настроения. В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, снижение аппетита, нарушение сна; затруднена учеба, общество людей тяготит. В фазе подъема им свойственны гиперактивность, эмансипационные устремления и группирование со сверстниками.

Лабильный тип. В детстве обнаруживают склонность к невротическим реакциям. В подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, сменяющегося по незначительным поводам и сопровождающегося изменением самочувствия. Однако такие дети способны на глубокие чувства и привязанность. Внимание окружающих доставляет им истинную радость, что определяет реакцию группирования.

Астеноневротический тип. Возникает на фоне невропатии. Главными чертами являются утомляемость, раздражительность, ипохондричность. Реакции эмансипации и группирования слабо выражены в связи с повышенной утомляемостью и фиксацией на собственном здоровье.

Сенситивный тип. С детства пугливы, старательно учатся. Главные черты проявляются в старшем подростковом возрасте: чрезмерная впечатлительность, робость, застенчивость и чувство собственной неполноценности. Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации, в которой подросток ищет самоутверждения не свойственной ему веселостью, развязностью.

- Читать далее "Характерологические и поведенческие реакции у детей."

Оглавление темы "Детская наркомания. Психопатии у детей.":
1. Дисгармонический психический инфантилизм. Психопаты. Шизоидные психопаты.
2. Варианты психопатий у детей. Психопатоподобные состояния.
3. Патохарактерологические реакции детского и подросткового возраста.
4. Характерологические и поведенческие реакции у детей.
5. Онанизм - мастурбация. Детский онанизм и мастурбация. Патологические реакции психики ребенка.
6. Наркомания у детей. Детская наркомания.
7. Опийная наркомания у детей. Токсикомании среди детей.
8. Ингалянтные токсикомании у детей. Злоупотребление эфедроном среди детей.
9. Галлюциногеновые токсикомании среди детей. Неврозы у детей.
10. Истерический припадок у ребенка. Невроз навязчивых мыслей и страхов у детей.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: