Характерологические и поведенческие реакции у детей.

Характерологические (психологические) реакции, ситуативные формы нарушения поведения, поведенческие подростковые и другие реакции — преходящие формы непатологического нарушения поведения. Эти личностные реакции находятся в динамическом соотношении с патологическими психогенными реакциями. Критерии их перехода в болезненные приведены выше.

К психологическим реакциям детского возраста с достаточно выраженным преходящим нарушением поведения относятся прежде всего реакции протеста (активные и пассивные). В отличие от патологических реакций такого же типа они характеризуются (В. В. Ковалев, 1979) преходящим ситуационно обусловленным изменением поведения ребенка, часто кратковременным, которое проявляется в определенной микросреде, имеет четкую психологическую направленность (на лицо, ситуацию, которые вызвали к жизни эту реакцию), не ведет к нарушению социальной адаптации в целом и не сопровождается невротическими симптомами.

Поведенческие реакции у подростков (МКБ-10—F63.). Подростковый возраст относится к критическому в становлении характера и личности. Следует обращать внимание на наличие более или менее выраженного подросткового комплекса (А. Е. Личко, 1977), или «пубертатного криза» (Г. Е. Сухарева, 1955), нередко сопровождающегося нарушением поведения. Общими особенностями являются эмоционально-волевые изменения в виде изменчивости настроения, особая подростковая сенситивность к оценке своей внешности, поступков. Наряду с этим отмечаются полярная самоуверенность, склонность к грубым формам протеста, стремление к независимости и т.д. В подростковом возрасте, особенно в период становления характера, выявляют различные типы акцентуаций.

поведенческие реакции у детей

Наряду с этим подростковому возрасту свойственны определенные общие качества, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие среды и прежде всего ближайшего окружения. К таким специфическим подростковым поведенческим реакциям, которые не следует считать патологическими, относятся реакции эмансипации, группирования, увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (А. Е. Личко, 1977).

Реакция эмансипации, или борьба за свою личностную независимость, начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. Чаще всего это происходит в неблагополучных по своей социальной структуре семьях либо в тех случаях, когда интересы и потребности семьи не совпадают с запросами подростка. В ряде случаев родители не могут создать благополучный, необходимый для правильного развития личности психологический микроклимат из-за непонимания принципов правильного воспитания (неограниченное предоставление различных материальных благ либо, реже, неоправданная суровость и жестокость, что озлобляет ребенка и особенно подростка, который может покинуть семью, уйти из дому, связаться с неблагополучной компанией, искать «психологического убежища» в других семьях с неправильными морально-этическими установками). У детей и особенно у младших подростков с их стремлением к эмансипации, имитации, группированию эти формы поведения могут быстро закрепиться как привычный стереотип.

Внешнее сходство трудновоспитуемости с психопатиями, психопатоподобными состояниями, патохарактерологическим развитием личности является причиной расширительной диагностики этих форм патологии. Поведение трудновоспитуемого ребенка или подростка изменчиво, зависит от ситуации и ею определяется, что роднит Т. с патохарактерологическими реакциями, но отличает от психопатии и других болезненных форм изменений личности отсутствием личностной переработки, фиксации на неприятных впечатлениях, генерализации реакции, невротических расстройств.

В отличие от болезненных форм нарушенного поведения при Т. имеется более выраженная избирательность поведения, определяемого средой, в которую включаются ребенок и подросток. Отношение трудновоспитуемого субъекта к окружающим характеризуется двойственностью: симпатией, доверием к избранным, чаще всего сверстникам либо наставникам, в то время как в отношении других лиц он может быть груб, циничен, агрессивен. Защищая свои интересы, не считается с интересами окружающих. Соматовегетативные, аффективные колебания настроения, астенические, истерические расстройства не характерны для Т. Компетенции детского психиатра подлежит раннее выявление нарушений поведения, связанных с болезненно измененной психикой, и отличие их от Т.

- Читать далее "Онанизм - мастурбация. Детский онанизм и мастурбация. Патологические реакции психики ребенка."

Оглавление темы "Детская наркомания. Психопатии у детей.":
1. Дисгармонический психический инфантилизм. Психопаты. Шизоидные психопаты.
2. Варианты психопатий у детей. Психопатоподобные состояния.
3. Патохарактерологические реакции детского и подросткового возраста.
4. Характерологические и поведенческие реакции у детей.
5. Онанизм - мастурбация. Детский онанизм и мастурбация. Патологические реакции психики ребенка.
6. Наркомания у детей. Детская наркомания.
7. Опийная наркомания у детей. Токсикомании среди детей.
8. Ингалянтные токсикомании у детей. Злоупотребление эфедроном среди детей.
9. Галлюциногеновые токсикомании среди детей. Неврозы у детей.
10. Истерический припадок у ребенка. Невроз навязчивых мыслей и страхов у детей.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: