Истерический припадок у ребенка. Невроз навязчивых мыслей и страхов у детей.

Истерический припадок (по МКБ-10 — диссоциативные судороги, F44.5) у детей часто насыщен размашистыми движениями и массой выразительных жестов. Ребенок с громким криком, плачем падает на пол, беспорядочно бьется руками, ногами, головой о пол, выгибается дугой. Подобные приступы связаны со стремлением ребенка добиться желаемого, обратить на себя внимание и проходят сразу после выполнения желания. При И. п. могут быть обморочные состояния с характерной бледностью лица, расслаблением мышц, малым пульсом, отсутствием чувствительности к внешним раздражителям.

В отличие от эпилептических приступов истерические всегда ситуативно обусловлены; отсутствуют полная амнезия на период приступа, тяжелые ушибы, прикусы языка; сохраняются зрачковые реакции, движения выразительные, манерные, размашистые. Припадок может длиться несколько часов и завершаться выходом в бодрствующее состояние или физиологический сон.

Лечение. Возможно раннее изъятие ребенка из ситуации, в которой не справляются с его капризами. Применяют психотерапию во всех ее разновидностях в зависимости от преобладающих симптомов: сознательное игнорирование истерических расстройств при рвоте, анорексии, боли и истерических припадках; императивное одномоментное внушение или гипнотерапия при астазии-абазии, афонии, мутизме, истерических параличах; медленная активная рациональная психотерапия — основной метод лечения разнообразных истерических расстройств. При необходимости назначают общеукрепляющие средства, усиленное питание, покой, отдых, настойки валерианы, пустырника, соли брома, транквилизаторы (феназепам, диазепам) или малые дозы нейролептических препаратов (тиоридазин, сульпирид, хлорпротиксен), димедрол, беллатаминал, беллоид, физиотерапевтические процедуры, электросон, массаж, лечебную физкультуру.

истерика у ребенка

Депрессивный невроз (МКБ-10—F41.2). Основным симптомом является снижение настроения, возникающее во время или вскоре после психической травмы, сочетающееся с теми или иными неврастеническими симптомами. Д. н. чаще развивается у лиц, не уверенных в себе, нерешительных, несамостоятельных.

Невроз навязчивых мыслей и страхов (МКБ-10— F42.0) может проявляться страхом болезни и смерти, острых предметов, высоты, закрытых помещений, заражения, загрязнения, «упустить» мочу или кал в обществе, устного ответа в школе и т.п. Для временного уменьшения интенсивности страхов больные совершают навязчивые защитные (ритуальные) действия, прямо или символически связанные с содержанием страхов (навязчивое мытье рук, отряхивание их, отплевывание, повторение совершаемых действий определенное («счастливое») число раз, обведение, подчеркивание букв при письме и т.п.). К этому неврозу относят также невроз ожидания, проявляющийся тревожным ожиданием неудачи при выполнении привычных действий и физиологических функций — речи, чтения, ходьбы, глотания, мочеиспускания — и затруднениями при необходимости совершить их. При длительном течении происходят стойкое снижение настроения и переход в невротическое развитие личности обсессивно-фобического типа. Полное выздоровление к юношескому возрасту отмечается у половины больных.

Невроз навязчивых состояний смешанного типа (МКБ-10—F42.2) проявляется чаще у детей в возрасте 10—13, реже — 7—9 лет сочетанием идеаторных навязчивостей (представления, счет, воспоминания, мысли и др.) с аффективными и двигательными. Отмечаются страхи типа опасений, пугающих представлений, воспоминаний, тревожных сомнений; защитные действия символического характера или сложного многоступенчатого построения (длящиеся часами ритуалы одевания, раздевания, отхода ко сну и т.д.), реже идеаторные ритуалы типа «загадывания» и «заклинания». Так же, как и при других формах Н. н. с, встречаются депрессивные и ипохондрические синдромы, признаки вегетососудистой неустойчивости. В большинстве случаев невроз переходит в невротическое (обсессивное) развитие личности с чертами нерешительности, неуверенности и педантизма, тревожности, склонности к застреванию на неприятных переживаниях, тормозящих привычную деятельность больных.

Лечение длительное. Проводят краткосрочную психодинамическую психотерапию нарушенных семейных отношений. У детей среднего школьного возраста и подростков применяют гипнотерапию, коллективную психотерапию и лечебную педагогику в форме успокаивающих, отвлекающих и активирующих приемов и индивидуальной работы по улучшению успеваемости. Рекомендуют режим труда и отдыха, индивидуальные дозированные занятия спортом.

- Вернуться в оглавление раздела "Психология."

Оглавление темы "Детская наркомания. Психопатии у детей.":
1. Дисгармонический психический инфантилизм. Психопаты. Шизоидные психопаты.
2. Варианты психопатий у детей. Психопатоподобные состояния.
3. Патохарактерологические реакции детского и подросткового возраста.
4. Характерологические и поведенческие реакции у детей.
5. Онанизм - мастурбация. Детский онанизм и мастурбация. Патологические реакции психики ребенка.
6. Наркомания у детей. Детская наркомания.
7. Опийная наркомания у детей. Токсикомании среди детей.
8. Ингалянтные токсикомании у детей. Злоупотребление эфедроном среди детей.
9. Галлюциногеновые токсикомании среди детей. Неврозы у детей.
10. Истерический припадок у ребенка. Невроз навязчивых мыслей и страхов у детей.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: