Дисгармонический психический инфантилизм. Психопаты. Шизоидные психопаты.

Дисгармонический психический инфантилизм характеризуется незрелостью психики в результате задержки ее развития на ранних этапах онтогенеза. Клинические типы психопатических личностей: неустойчивые и возбудимые, истероидные, псевдологи и фантасты.

Неустойчивые и возбудимые личности (МКБ-10— F 6 0.3). Основной признак — недоразвитие волевых качеств психики и отсюда отсутствие сложной мотивации поступков. При сохраненном, а подчас даже высоком интеллекте у этих детей интеллектуальные интересы слабовыраженные, деятельность малопродуктивна. Они не могут довести начатое дело до конца. Их знания поверхностны, так как дети быстро схватывают, но мало обдумывают и быстро забывают. Отмечается большая возбудимость и яркость эмоций при недостаточной их глубине и устойчивости. В познавательной деятельности также обнаруживается незрелость: при достаточном умении быстро ориентироваться оценка сложной ситуации остается односторонней, мышление поверхностное, суждения примитивны. Вместе с тем, у таких детей относительно высоки живость воображения, склонность к выдумкам и преувеличениям. Правонарушения возможны в связи с повышенной внушаемостью и жаждой новых удовольствий и могут проявляться привычным бродяжничеством, случайными кражами для удовлетворения своих удовольствий.

Реабилитация при формировании психопатии неустойчивого и возбудимого типов осуществляется путем коррекционно-воспитательных мероприятий: направление творческой познавательной деятельности в определенное русло (занятия в кружках, спортивных секциях, несмотря на низкую успеваемость), снижение возбудимости (режимом и медикаментами). Обязательна выработка навыков общения с развитием ответственности за свои поступки.

психический инфантилизм

Истероидные личности (МКБ-10 — F60.4) характеризуются неустойчивостью эмоций, лабильностью настроения, повышенной внушаемостью, склонностью к фантастическим вымыслам, отрицательным отношением к систематическому труду. Основные тенденции в поведении: эгоцентризм, стремление выдвинуться, занять первое место, ненасытная жажда признания. Дети капризны, поверхностны, привязанности непрочны, определяются благожелательным к ним отношением и признанием их первенства. В динамике отмечается относительная частота патологических реакций, особенно в переходные периоды (элективный мутизм, заикание, отказ от еды и др.).

Дифференциальный диагноз. От маниакально-депрессивного психоза психастенические личности отличаются не аффектом тоски, а тревогой и боязливым ожиданием, зависимостью от жизненной ситуации, особенно от ее перемены, отсутствием фазности смен настроения; от шизофрении — отсутствием психического автоматизма, основных негативных симптомов (аутизма, расщепления в эмоциональной сфере и мышлении, расслоения структуры навязчивого синдрома), сохранением критики.

Реабилитация — воспитание активности; психотерапия, направленная на воспитание уверенности в своих силах. При декомпенсации и появлении невротических симптомов (навязчивости) — транквилизаторы, амитриптилин, флуоксетин, общеукрепляющая терапия.

Шизоидные психопаты (МКБ-10—F60.1). Ограничение круга общения из-за избирательности контактов, трудность установления последних, причудливая парадоксальность эмоциональных проявлений и поведения: с одной стороны, спокойствие, выполнение всех морально-этических норм поведения и приверженность к их установлению, с другой — выраженная реакция установочного протеста при изменении привычного жизненного стереотипа окружения, избирательность и своеобразие эмоциональных проявлений в виде сочетания сенситивности, повышенной чувствительности, способности к глубоким чувствам, привязанности к отдельным лицам, животным и полное безразличие, подчас жестокость по отношению к другим, не значимым для них лицам. Превалирование интеллектуальных интересов при плохой практической приспособляемости и реализации своих способностей, трудное усвоение практических навыков в детском возрасте. С возрастом потребность в контактах со сверстниками возрастает, однако из-за недостаточной дифференцировки и понимания форм общения все попытки становятся односторонними, что может стать причиной декомпенсации. Формы декомпенсации: невротические расстройства, усиление отгороженности с уходом в свой мир, психопатоподобные синдромы.

Лечение и реабилитация. Выработка практических навыков самообслуживания, практической реализации своих возможностей, расширение круга контактов. При декомпенсации — лечение в профильном стационаре, симптоматическая терапия — транквилизаторы, антидепрессанты, психотерапия.

Дифференциальный диагноз с шизофренией проводят на основании сравнения качественной характеристики сходных клинических проявлений и их динамики, а также наличия продуктивной симптоматики.

- Читать далее "Варианты психопатий у детей. Психопатоподобные состояния."

Оглавление темы "Детская наркомания. Психопатии у детей.":
1. Дисгармонический психический инфантилизм. Психопаты. Шизоидные психопаты.
2. Варианты психопатий у детей. Психопатоподобные состояния.
3. Патохарактерологические реакции детского и подросткового возраста.
4. Характерологические и поведенческие реакции у детей.
5. Онанизм - мастурбация. Детский онанизм и мастурбация. Патологические реакции психики ребенка.
6. Наркомания у детей. Детская наркомания.
7. Опийная наркомания у детей. Токсикомании среди детей.
8. Ингалянтные токсикомании у детей. Злоупотребление эфедроном среди детей.
9. Галлюциногеновые токсикомании среди детей. Неврозы у детей.
10. Истерический припадок у ребенка. Невроз навязчивых мыслей и страхов у детей.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: