Задержка развития подростков. Агрессия при задержке развития

Задержки развития подростков охватывают не только интеллектуально-мнестическую сферу, но и личность в целом, что своеобразно модифицировало формы реагирования. Агрессивное поведение при этом определяется как зависимостью от внешнего окружения, так и аффективными, интеллектуальными нарушениями. Склонность к агрессивным малокорригируемым протестным и защитным реакциям сочетается с импульсивностью поведения, снижением критичности, что и детерминирует судебно-психиатрическую оценку.

В единичных случаях отмечается диссоцированное развитие у лиц с физическими дефектами (гомилопатия), здесь имело место тяжелое, комплексное реагирование на свою физическую ущербность. В этих случаях, как правило, наблюдается патологическая сверхценная фиксация чувства собственной неполноценности с чувством овладения и вторичная агрессия к сверстникам или младшим детям с включением в "мстительные" мотивы своего недуга, нарушение критики.

Агрессивное поведение при нарушениях психологического развития в соответствии с критериями МКБ-10 диагностируется как расстройство социального поведения (F91.0—91.2). Для его диагностики необходимо применение следующих критериев:

- определенный стереотип действий, т.е. их повторяющийся характер, несмотря на применение мер социально-профилактического, воспитательного или лечебно-коррекционного воздействия;

- стойкость агрессивно-насильственных действий, т.е. их неоднократное совершение за период не менее 6 мес. Данный критерий применяется для того, чтобы исключить из этой группы расстройств единичные диссоциальные или криминальные агрессивные поступки;

- направленность действий, а именно, их агрессивно-насильственный характер с нарушением основных прав окружающих и социальных норм и законов, включая такие действия как: физическая жестокость к окружающим и животным; постоянные драки, в том числе с использованием опасных предметов, оружия; выраженная склонность к частым и тяжелым реакциям гнева, ярости, ненависти и желания отомстить с умышленным причинением вреда окружающим; действия, сопряженные с нападением, в том числе вымогательством; насильственные действия, связанные с принуждением к сексуальному контакту; действия, сопровождающиеся издевательством, запугиванием, причинением боли; умышленное повреждение частной или государственной собственности, включая случаи вандализма.

агрессия подростков

Среди форм агрессивно-насильственных действий подростков, квалифицируемых как расстройства социального поведения при нарушениях психологического развития, наиболее часто встречаются следующие.

1) Социализированное расстройство агрессивного поведения (в МКБ-10 — F91.2). Для данной формы агрессивно-насильственного поведения характерна включенность подростка в асоциальную группу. Она может включать как делинквентных соучастников, так и лиц с психическими расстройствами. Характерным является разрыв отношения с семьей и школой (уходы из дома, самовольное оставление учебы). В связи с этим указанные нарушения поведения могут охватывать и семейную сферу, что проявляется в протестных реакциях.

У подростков с социализированными расстройствами поведения крайне важным является оценка вероятных диссоциальных личностных свойств, что имеет определенное значение при рекомендации типа коррекционного учреждения, например, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого или закрытого типа органов управления образованием. Как правило, при агрессивном поведении в рамках "социализированного расстройства" более высок риск диссоциальных личностных свойств, чем признаков "подросткового психологического комплекса".

2) Несоциализированное расстройство поведения (в МКБ-10 — F91.1). Этот тип агрессивного поведения характеризуется устойчивыми поведенческими отклонениями в сочетании с изоляцией от общения со сверстниками и изменением взаимоотношений с ближайшими родственниками. Одновременно могут наблюдаться признаки оппозиционно-вызывающего поведения с эмоциональным негативизмом, активными и пассивными реакциями протеста и отказа, а также аффективные нарушения с изменением настроения. Диагностика данного типа нарушений указывает на более высокую вероятность возникновения психических расстройств, чем при других формах отклонений социального поведения.

Поэтому такая диагностика должна носить комплексный характер (психологическое, нейропсихологическое, инструментальное обследование), с особым вниманием к "нозологически нейтральным" и специфическим признакам психической патологии.

Расстройства, социального поведения наблюдаются при утрированно выраженном психологическом подростковом комплексе, особенно при наличии формирующихся психопатий, при дисгармоничном пубертатном кризе, инфантилизме.

При резидуальной церебрально-органической недостаточности задержанное, или диссоциированное психическое развитие в части случаев сочеталось с признаками специфического расстройства развития (речи, учебных навыков чтения, письма, пространственных представлений). Достаточно часто расстройству социального поведения предшествовало вызывающее оппозиционное поведение в младшем школьном возрасте, гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте.

Расстройство социального поведения с агрессивными действиями не следует диагностировать при общих нарушениях психического развития (детский аутизм; гиперактивное расстройство, в том числе сочетающееся с умственной отсталостью; аффективные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте). В указанных случаях диагностируется основной тип психических расстройств, обусловленных нарушениями психологического развития, или психические расстройства, связанные с манифестацией эндогенно-процессуального, органического, психогенного заболевания. Сочетающиеся с ними агрессивные действия являются собственно патологическим агрессивным поведением.

- Читать далее "Фантазирование подростками. Сверхценные идеи подростков"

Оглавление темы "Подростковая агрессия и ее характеристика":
1. Женская агрессия против родственников. Факторы родственной агрессии
2. Вменяемость женской агрессии. Криминогенность женской агрессии
3. Агрессия подростков. Криминагенная агрессивность подростков
4. Причины подростковой агрессивности. Распространенность агрессии подростков
5. Непатологические формы агрессивного поведения подростков
6. Патологические формы подростковой агрессивности. Агрессия при акселлерации и инфантилизме
7. Задержка развития подростков. Агрессия при задержке развития
8. Фантазирование подростками. Сверхценные идеи подростков
9. Гебоидные состояния подростков. Агрессия при психических заболеваниях подростков
10. Нарушения привязанности подростков. Аффективные состояния подростков

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: