Нарушения привязанности подростков. Аффективные состояния подростков

Наиболее очерченные формы развиваются на фоне хронически травмирующей ситуации в семье при длительном жестоком обращении с ребенком, эмоциональной (родительской) депривации. Результатом такого воздействия могут явиться ослабление и извращение естественных эмоциональных связей с родными или приемными родителями, появлением и учащением реакций отказа, с нарастанием отчуждения, неприязни, ненависти, сверхценного характера переживаний, отражающих неотступное желание избавиться от "мучителя", возникновение охваченности болезненными переживаниями.

Психогенный сепарационный симптомокомплекс, описанный для раннего детского возраста, может наблюдаться и в подростковом возрасте на фоне длительной родительской депривации (социальное сиротство). При этом могут быть выделены 4 фазы течения: "протеста", "отчаяния" (депрессия), "отчуждения", "ненависти и мести" по отношению к родителю, оставившему ребенка и обрекшему его на сиротство. Наблюдаемые случаи убийства матерей протекали именно по таким психогенным механизмам.

Аффективные состояния подростков. Среди многочисленных психогенных форм патологического агрессивного поведения большое место занимают острые аффективные реакции у подростков с психогенным развитием личности. Такие состояния развиваются обычно при наличии патологической почвы и в условиях хронической психогенной ситуации в семье. Психогенные развития могут оставаться нераспознанными до проведения судебно-психиатрической экспертизы. Своеобразие этих состояний заключается в том, что они возникают не после однократных сверхсильных психогений, а в результате длительного повседневного воздействия психогенного фактора, приводящего к протрагированным реактивным изменениям психики.

аффективные состояния подростков

Пролонгированная психогения, нарушая личностную структуру, постепенно снижает "порог аффективной выносливости" и создает определенные условия для все более тяжелого течения аффективных реакций.

Источником пролонгированных психотравмирующих ситуаций чаще всего являются родители и близкие родственники несовершеннолетних. Их поведение характеризуется крайним деспотизмом, жестокостью, а иногда и садистскими тенденциями и проявляется в систематических физических истязаниях, моральных оскорблениях и угрозах убийства. Хроническая психогения играет не только этиологическую, но и патогенетическую роль, поскольку приводит к формированию психогенного развития личности, в основе которого лежит углубляющаяся депрессия с нарастающим аффективным истощением, формированием личностной патологии.

Психогенное развитие личности характеризуется определенной этапностью с последовательной сменой психопатологических синдромов, динамика которых отражает стадии "психогенной сенсибилизации", "аффективного истощения", формирования сверхценных идей, "истинного аффективного разряда".

Острая аффективная реакция обычно развивается на этапе сформированности сверхценных образований, ненависти, отчаяния, схваченности этими переживаниями после очередного психогенного эпизода, играющего роль "последней капли". Эта реакция протекает по механизму "короткого замыкания" и по своей характеристике близка к "исключительным состоящим". Клинически подобные реакции оформлены как внезапный импульсивный аффективный взрыв, сопровождающийся выраженным двигательным возбуждением, двигательными автоматизмами при совершении агрессивного акта, суженным сознанием, отсутствием борьбы мотивов с последующей выраженной астенией, сном.

- Вернуться в оглавление раздела "Психология."

Оглавление темы "Подростковая агрессия и ее характеристика":
1. Женская агрессия против родственников. Факторы родственной агрессии
2. Вменяемость женской агрессии. Криминогенность женской агрессии
3. Агрессия подростков. Криминагенная агрессивность подростков
4. Причины подростковой агрессивности. Распространенность агрессии подростков
5. Непатологические формы агрессивного поведения подростков
6. Патологические формы подростковой агрессивности. Агрессия при акселлерации и инфантилизме
7. Задержка развития подростков. Агрессия при задержке развития
8. Фантазирование подростками. Сверхценные идеи подростков
9. Гебоидные состояния подростков. Агрессия при психических заболеваниях подростков
10. Нарушения привязанности подростков. Аффективные состояния подростков

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: