Непатологические формы агрессивного поведения подростков

Выделение этих форм агрессивного поведения является важным, во первых, в плане организации индивидуальной социально-профилактической помощи детям и подросткам с безнадзорностью и асоциальным поведением в целях предупреждения правонарушений либо для оказания им социальной поддержки и реабилитации; во вторых, для адекватного определения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием; в третьих, для судебно-психиатричесхой практики при оценке психического состояния подростка применительно к конкретному криминальному агрессивному поступку.

Границы между непатологическими и патологическими формами агрессивного поведения в подростковом возрасте чаще всего нечеткие и представляют собой плавные переходы количества в новое качество. Это особенно характерно для пубертатных изменений личности и пограничных состояний, которые в изученном материале оказались преобладающими.

Непатологические формы агрессивного поведения не связаны ни с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития (психическим дизонтогенезом) и не являются их следствием. Преимущественно они обусловлены социальными или интоксикационными факторами и не формируются по патологическим механизмам.

Непатологическое агрессивное поведение может наблюдаться у лиц с нетяжелыми последствиями ранних резидуально-органических поражений головного мозга, акцентуациями характера или акцентуированной подростковой психикой, дисгармонически протекающим пубертатным кризом, педагогической и социальной запущенностью.

Агрессивные действия, связанные именно с так называемой "подростковой психикой", "подростковым комплексом", т.е. с особенностями психологии подростка, занимают особое место. Описанный подростковый комплекс нередко определяет психологически понятный механизм агрессивного поведения и может лежать в основе как непатологических, так и патологических агрессивных действий, в зависимости от его массивности, стойкости, наличия или отсутствия сверхценного отношения к собственным психологическим особенностям, сформированности волевых и критических способностей, сопряженности с психическим дизонтогенезом.

агрессия подростков

Здесь наиболее ярким оказывается положение о текучести границ между непатологическим и патологическим. Действительно, утрированное заострение этих особенностей в сочетании с анэтией и внешней эмоциональной холодностью определяют не только обычные подростковые девиации, но и психотический вариант гебоидного симптомокомплекса.

Следует отметить также, что наличие подросткового комплекса облегчает присоединение педагогической и социальной запущенности, алкогольных и наркоманических склонностей.

Многообразные отрицательные социальные влияния в детском и подростковом возрасте могут значительно искажать формирующуюся личность, ее установки и способы реагирования и действовать в нескольких направлениях. Основными из них являются:

1. Социализация личности
2. Средовая психическая дезадаптация
3. Патохарактерологические реакции
4. Формирование алкоголизма и наркомании
5. Криминальное поведение и развитие

Понятие "социализации" в детском и подростковом возрасте является базовым, оно определяет возрастную специфику социальных влияний и их последствий для развития личности. При этом жертвами агрессии оказываются сами члены семьи, сделавшие жизнь ребенка невыносимой, в других случаях достаточно легко совершаются убийства при групповых криминальных "разборках" и конфликтах в алкогольном опьянении. Подростки с детскими психологическими комплексами и указанными социальными проблемами составляют группу повышенного социального риска в плане агрессивного поведения.

- Читать далее "Патологические формы подростковой агрессивности. Агрессия при акселлерации и инфантилизме"

Оглавление темы "Подростковая агрессия и ее характеристика":
1. Женская агрессия против родственников. Факторы родственной агрессии
2. Вменяемость женской агрессии. Криминогенность женской агрессии
3. Агрессия подростков. Криминагенная агрессивность подростков
4. Причины подростковой агрессивности. Распространенность агрессии подростков
5. Непатологические формы агрессивного поведения подростков
6. Патологические формы подростковой агрессивности. Агрессия при акселлерации и инфантилизме
7. Задержка развития подростков. Агрессия при задержке развития
8. Фантазирование подростками. Сверхценные идеи подростков
9. Гебоидные состояния подростков. Агрессия при психических заболеваниях подростков
10. Нарушения привязанности подростков. Аффективные состояния подростков

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: