Оценка тяжести синдрома Туретта. Лечение синдрома Туретта.

При оценке тяжести синдрома Туретта следует учитывать характер, частоту, тяжесть, распространенность тиков, их влияние на социальную адаптацию, способность к подавлению тиков, сопутствующие психические и поведенческие нарушения, обучаемость и работоспособность больного.

Нами принята следующая схема оценки тяжести синдрома Туретта:
I (легкая) степень: частота тиков — не более 1 подергивания в 2 минуты; симптомы не заметны для других людей, не препятствуют его учебе, работе или социальной деятельности; сам больной практически не замечает тики или легко их контролирует, не испытывает беспокойства за свое здоровье и обычно не нуждается в фармакологическом вмешательстве.

II (средняя) степень: частота тиков от 1 тика в 2 минуты до 4 тиков в 1 минуту; тики заметны знакомым и окружающим, но существенно не мешают учебе, работе, существенно не нарушают социальную адаптацию и редко нуждаются в фармакологической коррекции; контроль тиков требует от больного определенного усилия; возможны умеренно выраженный синдром нарушения внимания и гиперактивности, проблемы при обучении или общении с окружающими, умеренно выраженный синдром навязчивых состояний, существенно не нарушающий социальную адаптацию.

III (тяжелая) степень: частота тиков 5 и более за 1 минуту, частые моторные и вокальные тики с трудом контролируются больным и привлекают внимание окружающих, что затрудняет обучение, работу и социальную деятельность; значительно выражены синдром нарушения внимания и гиперактивности и синдром навязчивых состояний; социальная адаптация требует специальных мероприятий, необходима фармакологическая коррекция тиков.

IV (крайне тяжелая) степень: постоянные тики, фактически не поддающиеся подсчету (более 100 в минуту), не контролируемые больным и резко нарушающие обучение, работу, повседневную деятельность; резко выражены синдром нарушения внимания и гиперактивности и синдром навязчивых состояний.

V большинства больных (75—85%) выявляется легкая и среднетяжелая степень СТ, у 10—20% выявляется тяжелая степень, крайне тяжелая степень обнаруживается лишь у 2—5% больных.

лечение синдрома туретта

Лечение синдрома Туретта

Гетерогенность синдрома Туретта проявляется и в вариабельности реакции на те или иные лечебные мероприятия, которые, следовательно, должны быть максимально индивидуализированы. Знаменитый девиз М.Я.Мудрова, призывавшего лечить не болезнь, а больного, исключительно актуален именно для СТ. Решающее значение имеет правильное определение целей лечения: это может быть уменьшение тиков, обсессий и компульсий, коррекция нарушения внимания и депрессии или воздействие на иной синдром, нарушающий социальную адаптацию больного. В связи с этим лечение больного с СТ, как правило, должны проводить в сотрудничестве невролог и психиатр.

В долговременном плане основной задачей лечения является не столько подавление тиков, сколько создание условий для нормального обучения, успешной социализации ребенка и воспитания самоконтроля. Важно подчеркнуть, что адекватная помощь больному особенно важна в детском и подростковом возрасте — в период быстрого психологического созревания и формирования личности ребенка. Неправильные действия в этот период со стороны врачей, педагогов или родителей могут иметь долгосрочные неблагоприятные последствия.

Проводя лечение больных с синдромом Туретта, следует учитывать, с одной стороны, его доброкачественность и довольно высокую вероятность спонтанной ремиссии, а с другой стороны, отсутствие лекарственных препаратов, доказательно влияющих на течение заболевания. В настоящее время мы располагаем только симптоматическими средствами и назначать их следует тогда, когда тики или сопутствующие психические расстройства оказывают дезадаптирующее влияние, препятствуя нормальному развитию, учебе, работе, установлению межличностных отношений.

Важно учитывать, что дезадаптирующее влияние тиков зависит не только от выраженности самого гиперкинеза, но и от того, в какой степени он затрудняет обучение в школе, поиск работы, установление нормальных отношений с другими людьми, как воспринимает гиперкинез и оценивает свои жизненные перспективы сам больной и его родственники. Во многом это определяется также сопутствующими психическими изменениями, уровнем интеллекта, особенностями личности, характером взаимоотношений в семье и коллективе. В связи с этим, исследуя больного важно получить возможно более полное представление об обстоятельствах его жизни, его отношениях с другими людьми, выявить факторы, которые могут способствовать неблагоприятному течению заболевания.

Значительная часть больных нуждается не в медикаментозном лечении, а в диспансерном наблюдении и психологической поддержке. Родителям нужно разъяснить, что тики — это не проявление плохой привычки, дурного характера или повышенной нервозности и что не следует акцентировать внимание ребенка на тиках и пытаться контролировать их окриками.

Во время беседы с больным и его родителями важно сформировать адекватные представления о заболевании, развеять надуманные страхи. Нужно сообщить, что больным не угрожает снижение интеллекта и в подавляющем большинстве случаев они прекрасно адаптируются в жизни. Многие больные с СТ добиваются выдающихся успехов в литературе, искусстве, спорте, науке. Более того, английский писатель O.Sacks (1992), проанализировав психологические черты выдающихся людей, страдавших СТ, предположил, что некоторые психические особенности, характерные для СТ, в определенных условиях могут иметь не негативное, а позитивное значение и способствовать развитию творческого потенциала (обостряя воображение, стимулируя поисковую активность, обогащая ассоциативное мышление и т.д.), успешным занятиям некоторыми видами спорта и современными танцами.

Беседуя с родителями, важно попытаться ослабить чувство вины, которое испытывают многие из них в связи с заболеванием ребенка, и настроить их на конструктивный лад, активно привлекая к выбору тактики лечения.

Хотя больные несомненно нуждаются в эмоциональной поддержке, «тепличные» условия и избыточная опека в семье безусловно вредны, так как препятствуют взрослению и выработке самоконтроля. Поскольку у многих больных отмечается низкая самооценка — предметом особой заботы является укрепление уверенности в себе. Во взаимоотношениях с больным ребенком следует по возможности руководствоваться теми же принципами, что и в отношениях со здоровыми детьми. Больные обычно не нуждаются в каком-либо особом режиме; обязательными являются посещение школы, занятия физической культурой и спортом. Госпитализация показана лишь при значительном усилении тиков или декомпенсации сопутствующих психических расстройств.

Больному синдромом Туретта детородного возраста и его родственникам важно сообщить, что существует определенный риск передачи заболевания потомству, однако шансы, что его ребенок окажется здоров или будет иметь минимальные проявления, которые пройдут с возрастом или не будут мешать его социальной адаптации, значительно более высоки, поэтому больным обычно не рекомендуют ограничивать деторождение. В то же время нужно информировать, что риск СТ значительно выше, если оба родителя страдают этим заболеванием.

- Читать далее "Лечение тиков. Бензодиазепины в лечении тиков."

Оглавление темы "Диагностика и лечение синдрома Туретта.":
1. Клиническая картина синдрома Туретта. Клиника синдрома Туретта.
2. Синдром нарушения внимания и гиперактивности. Аутоагрессивные действия при синдроме Туретта.
3. Расторможенное поведение при синдроме Туретта. Повышенная тревожность при синдроме Туретта.
4. Когнитивные нарушения при синдроме Туретта. Трудности при обучении больных с синдромом Туретта.
5. Течение и прогноз синдрома Туретта. Диагностика синдрома Туретта.
6. Критерии синдрома Туретта. Гетерогенность синдрома Туретта.
7. Оценка тяжести синдрома Туретта. Лечение синдрома Туретта.
8. Лечение тиков. Бензодиазепины в лечении тиков.
9. Адреномиметики в лечении тиков. Нейролептики в лечении тиков.
10. Тиаприд в лечении тиков. Пимозид, фторфеназин в лечении тиков.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: