Дети с неврозом сердца. Жалобы детей при неврозах сердца

В эту группу испытуемых нами были отобраны учащиеся массовой школы, у которых в картине нервного заболевания доминировало функциональное расстройство сердечной деятельности с болевым синдромом. Дети находились под наблюдением школьных врачей и невропатологов районной поликлиники. Группа состояла из 20 человек 14—16 лет: 5 девочек и 15 мальчиков. Все испытуемые этой группы были физически хорошо развиты. 7 человек из них отличались очень высоким ростом при резко выраженном астеническом телосложении.

Пониженное питание и выраженная бледность кожных покровов отмечались только у четверых испытуемых. Все дети этой группы в интеллектуальном отношении были хорошо развиты. 8 человек выделялись сроди своих сверстников и одноклассников одаренностью и высоким уровнем развития. У этих детей были ярко выражены определенные интересы: к занятиям математикой, музыкой, шахматной игрой.

Один из испытуемых был отличным физкультурником, принимавшим участие в соревнованиях союзного масштаба. Все испытуемые обучались в классах, соответствующих их возрасту, однако успеваемость в школьных занятиях у большинства из них была неровной и не соответствовала уровню развития. Хорошей успеваемости мешала быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться, правильно распределить свое время и отсутствие интересов к отдельным предметам.

Плохая успеваемость по тому или иному предмету могла быть обусловлена отрицательным отношением к преподавателям. В педагогических характеристиках в отношении семи человек из этой группы обращалось внимание на плохое поведение и на конфликтные взаимоотношения с педагогами и товарищами.

дети с неврозом сердца

Эти трудности были различными: четверо испытуемых отличались большой неусидчивостью, часто нарушали дисциплину, вели себя беспокойно на уроках. Испытуемые Сергей Л., Анатолий Т., Сергей Б. были склонны к аффективным вспышкам, не переносили критических замечаний, критиковали педагогов и воспитателей, плохо уживались с товарищами. Остальные испытуемые не нарушали дисциплину в классе и не квалифицировались как трудные дети, но в домашних условиях вели себя очень неровно.

Большинство испытуемых этой группы обладали тревожномнительным характером, были сензитивны, застенчивы, склонны к подавленному настроению, мало общительны. Почти у всех отмечалось легко ранимое самолюбие. Они постоянно были не довольны своими успехами в школьных занятиях, своей внешностью, своим положением среди товарищей. Ото сочеталось с повышенной самооценкой, эгоцентризмом и желанием быть первыми. Всо испытуемые этой группы считали себя тяжело больными, часто обращались с различными претензиями к школьному врачу, очень охотно подвергались врачебному обследованию.

Превалировали жалобы на неприятные ощущения со стороны сердца. Семь человек жаловались на плохой сон, трудное засыпание и пробуждение. Пять испытуемых страдали кошмарными сновидениями, у одного из них в прошлом наблюдалось снохождение. На частые головные боли жаловался только один испытуемый, на повышенную утомляемость семь человек. В период обследования у двоих эпизодически наблюдалось ночное недержание мочи, еще у двоих оно было до обучения в школе.

Жалобы на неприятные сердечные ощущения были в общем единообразны. Боли в сердце имели колющий характер, локализовались в области верхушки без иррадиации. Они возникали приступообразно, но длительность их у одного и того же больного была различной — от нескольких минут до нескольких часов. Приступы сопровождались тахикардией (Николай Ж., Аркадий Ф., Виталий Н., Людмила И.), одышкой (Анатолий Т.), головокружениями (Виталий Н., Сергей Л.).

Некоторые испытуемые отмечали, что во время приступа и после него ими овладевает тоска. Появление болей в сердце связывалось прежде всего с волнующими переживаниями. Кроме того, у части испытуемых боли в сердце появлялись во время физических упражнений. Часть испытуемых жаловалась на сердцебиения и перебои.

- Читать далее "Объективные данные невроза сердца. Анамнез при неврозах сердца"

Оглавление темы "Невротические изменения сердца":
  1. Кардиофобические синдромы. Жалобы нервнобольных на сердце
  2. Условия работы сердца в разные возрастные периоды. Сердце в пубертатном периоде
  3. ЭКГ при эволюции детского сердца. Возрастные особенности регуляции сердечной деятельности
  4. Диагностика функциональных заболеваний сердца. ЭКГ при неврозах сердца
  5. Характеристика детей с пороками сердца. Психология детей с пороками сердца
  6. Дети страдающие неврастенией. Характеристика детей с неврастенией
  7. Дети с логоневрозом. Характеристика заикающихся детей
  8. Пример логоневроза. Нервная система детей с заиканием
  9. Дети с неврозом сердца. Жалобы детей при неврозах сердца
  10. Объективные данные невроза сердца. Анамнез при неврозах сердца

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: