Организация работы хирурга в поликлинике. Операционная и стерилизационная

Успехи советского здравоохранения вообще и в области амбулаторно-поликлинической помощи достаточно хорошо известны. Однако в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977 г.) особое внимание уделено именно ведущему звену —амбулаторно-поликлинической помощи, ее дальнейшему развитию, улучшению организационной и лечебно-профилактической деятельности амбулаторий, поликлиник и медико-санитарных частей.

Состав хирургического отделения (кабинета) поликлиники (амбулатории) зависит, как сказано, от пропускной способности амбулаторно-поликлинических учреждений. Согласно приказу министра здравоохранения СССР № 321 (20/VII 1960 г.), хирургическое отделение городской поликлиники должно иметь следующий примерный состав помещений. К перечисленному набору помещений целесообразно добавить комнату для кратковременного пребывания некоторых больных после амбулаторных операций.

За последние годы во многих крупных поликлиниках организованы специализированные кабинеты и отделения (сосудистой хирургии, проктологии, флебологии и др.). В ряде городов при поликлиниках организованы «центр хирургии кисти», «сосудистый центр» и др. В поликлинике № 51 Питера с успехом работает отделение реабилитации, в том числе и после различных травм. Организация специализированных кабинетов, отделений и «центров» позволяет резко улучшить диагностику заболевания, расширить объем оказываемой медицинской помощи и повысить качество лечения.
Улучшению специализированной помощи на селе весьма способствуют организация и работа межрайонных специализированных центров.

Хирургическое отделение или кабинет целесообразно размещать на первом или втором этаже здания. В амбулаториях сельских больниц существующие нормативы предусматривают следующий минимальный набор помещений для приема хирургических больных: в участковой больнице — кабинет, хирурга и перевязочную, а в районной больнице, кроме того, еще и операционную.

хирург в поликлинике

Кабинет хирурга. Под кабинет хирурга должна отводиться светлая комната площадью 15 м2, оборудованная всем необходимым для приема больных и сообщающаяся дверью с рядом расположенной перевязочной. Согласно существующему табелю оборудования больниц и поликлиник, в хирургическом врачебном кабинете поликлиники должны быть: стол письменный, стол небольшой, 2 стула, 2 табурета, кресло жесткое, ширма раздвижная, кушетка полужесткая с подголовником, скамеечка для ног, вешалка, зеркало и кронштейн для полотенец. К этому необходимо Добавить соответствующее хозяйственное оборудование, бланки медицинской документации (рецепты, справки, различные направления и т. п.).

Разумеется, что врачебные кабинеты, предназначенные для специализированных приемов (кабинет травматолога, уролога, онколога), должны быть дополнены соответствующим оборудованием.

Операционный блок. Операционный блок является основным центром хирургической работы, а поэтому его планировке, составу помещений, их площади следует уделить особое внимание, тем более, что в этом отношении допускается немало ошибок. Операционный блок должен располагаться в изолированном крыле или отсеке хирургического отделения, обеспечивающем создание наиболее благоприятной обстановки для производства операции: максимальное уменьшение опасности занесения инфекции, возможность эффективной уборки помещения, соблюдение тишины и распорядка рабочего дня.

Состав помещений операционного блока и их площадь зависят от объема работы хирургического отделения, его назначения, специализации, реальных возможностей размещения и др. Желательно, чтобы в составе операционного блока были развернуты операционная, предоперационная, стерилизационная, автоклавная, материальная и кабинет хирурга (схема 2). Однако нередко в амбулаториях и поликлиниках вынуждены ограничиваться более скромным составом помещений для операций (операционная и др.).

Под операционную должна отводиться большая (не менее 18—20 м2) светлая комната с гладкими стенами, выкрашенными масляной краской или полиэфирным лаком светлых тонов или выложенными кафельными или пластиковыми плитками, обеспеченная хорошей вентиляцией. Пол операционной также покрывается плитками или линолеумом. Форточки в окнах операционной должны быть закрыты металлической сеткой и двойным слоем марли. Температура в операционной должна быть не свыше 20— 22°С и не ниже 18°С. Оснащение операционной: операционный стол, операционная бестеневая лампа, передвижная лампа-рефлектор, наркозный столик и портативный (малый) аппарат для наркозаклеенка.

Желательно иметь также «бактерицидные» лампы (БУВ-30) или облучатели для стерилизации воздуха операционной. Кроме того, в операционной должно быть все необходимое для общего и местного обезболивания, а также целый ряд медикаментов: спирт, йодная настойка, растворы антисептиков, антибиотики и др.

Необходимо иметь хотя бы небольшую предоперационную комнату размером 8—12 м2. В ней устанавливают умывальники, к которым обязательно подводят холодную и горячую воду. Открывание и закрывание кранов должно производиться или поворотом длинной рукоятки (локтем, а не пальцами), или ножной педалью. Стерилизационная (8—10 м2) должна располагаться рядом с операционной и сообщаться с ней закрывающимся окном для подачи стерильных инструментов.

- Читать далее "Требования к предоперационной. Комната для гипсования в поликлинике"

Оглавление темы "Организация амбулаторной работы хирурга":
1. Организация работы хирурга в поликлинике. Операционная и стерилизационная
2. Требования к предоперационной. Комната для гипсования в поликлинике
3. Хирургические штаты в поликлинике. Практика хирурга
4. Прием хирургических больных. Структура хирургических пациентов
5. Планирование плановых хирургических операций. Место приема хирургических больных
6. Экспертиза трудоспособности пациентов. Оформление медицинской документации в поликлинике
7. Хирург поликлиники в перевязочной. Объем работы хирурга в перевязочной
8. Виды обезболивания в поликлинике. Виды операций в поликлинике
9. Подготовка к операции в поликлинике. Хирургическая помощь на дому
10. Организация работы хирурга на дому. Медицинская документация при посещении пациента на дому
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.