Медицина долгожителей. Народная медицина долголетия алтайцев
Исследование факторов старения и долголетии алтайцев невозможно без рассмотрения значения народной медицины в сохранении здоровья населения Горного Алтая.
Исследователи Алтая Г. Ф. Миллер, В. В. Радлов, С. П. Швецов, Л. II. Потапов и другие не приводили сведений о существовании у коренного населения этой страны народной медицины.
По вопросу о народной медицине алтайцев высказаны две точки зрения. Согласно одной из них, народной медицины у алтайцев нет или она «была развита крайне слабо и массовым средством лечения было обращение к шаману». Согласно другой, народная медицина у коренного населения Алтая должна быть, как и у всякого другого народа. Автор этой точки зрения опирается на немногочисленные отрывочные сведения китайских летописей династии Юань (1260—1368 гг.) и другие литературные источники, относящиеся к далекому прошлому Алтая. Представляет интерес изучить современную народную медицину алтайцев.
С этой целью методом личного опроса мы обследовали коренное население различных районов Горного Алтая. Беседовали главным образом с пожилыми и старыми алтайцами. В результате мы выяснили, что у алтайцев существовала в прошлом и существует сейчас самобытная народная медицина. У них имеется своя система взглядов на причины болезней, на средства и методы профилактики и лечения заболеваний, на пути достижения долголетия. Как у любого народа, народная медицина алтайцев содержит рациональные зерна ценных наблюдений и немало религиозной шелухи.
Остановимся прежде всего на взглядах алтайцев на причины болезней, которые бытуют и в настоящее время среди стариков. Алтайцы считают, что носителем здоровья и долголетия является душа человека. Если душа покидает тело, то возникает сначала болезнь, а затем и смерть. Душу отнимают злой подземный бог Эрлик, злые духи Кермесы, духи умерших стариков, которые были обижены человеком или его родичами. Болезни приносят человеку также некоторые животные и птицы. Например, птица удод (ямань-куш) приносит людям страшные повальные болезни с вершины горы Адыган, на склонах которой шесть дверей ведут в подземный мир. Всякий, кто встретит птицу ямань-куш, обязан ее убить. Повредить здоровью могут обидившиеся духи гор, речек, горных ключей.
Поэтому алтайцы приносили в жертву многочисленным духам лошадей, овец и другой окот. Еще и сейчас старики, переваливая гору, переезжая речку, вешают на священное дерево разноцветные тряпочки, бросают в воду монеты. В то же время такие звери, как бурундук, колонок, считаются вестниками счастья, здоровья и долголетия. Потребление в пищу мяса этих животных способствует укреплению здоровья. Вереск (рододендрон) освящает аил, отпугивает злых духов. По существовавшим поверьям, отнятую душу может возвратить силой своего камлания шаман. На страже здоровья и долголетия стоит родовой бог (у алтайцев каждый род имеет свое божество).
Алтайцы верили, что злые духи умерщвляют преимущественно детей с красивыми именами. Поэтому они давали детям скверные имена. Например, основоположник алтайской литературы Павел Кучияк в детстве носил имя Ит-Кулек — Собачье ухо.
Основной причиной того, почему злые духи вызывают болезнь, алтайцы считали судьбу (салым), подразумевая под этим стечение жизненных обстоятельств, поведение человека. Большое значение в сохранении здоровья и долголетия алтайцы придавали наследственному состоянию организма (ух), его крепости, закаленности.
Алтайцы не выделяли отдельные заболевания того или иного органа. Все болезни живота они называли ичууру (ич — живот, ууру — болезнь), заболевания легких — ёкнёууру, грипп и другие простудные заболевания — тунгму (временные, скороирохо-дящие), расстройства кишечника — чичкак и т. д.
По мнению стариков-алтайцев, нужно не только обращаться к шаману, но и самому заботиться о своем здоровье, укреплять тело, принимать меры по лечению заболевшего организма. Последнее положение способствовало развитию системы народной медицины.
Как показывают археологические находки, господствующей формой религии алтайцев древних вре.мен был шаманизм. Шаманы являлись главными лекарями заболевших. Однако народная мудрость, песмотря на мистические представления о причинах болезней, накапливала рациональные наблюдения о способах лечения и профилактики заболеваний. Нужно отметить чрезвычайную наблюдательность алтайцев. Например, любой охотник и скотовод по внешнему виду раны животного скажет, какой зверь нанес повреждение. Алтайцы знают, что укусы хищных зверей долго не заживают, так как зубы хищника «грязные», что раны, нанесенные когтистой лапой медведя, быстро рубцуются.
Алтайцы еще в древности знали анатомию человека, бальзамировали трупы умерших, с этой целью трепанировали череп, сверлили кости. Знание анатомии помогало производить несложные хирургические вмешательства и на живом человеке. При раскопках древних захоронений Горного Алтая среди множества утвари найдены игольники, трубочки, медицинские сосуды. На одном сосуде изображен способ употребления медвежьей желчи при болях в желудке.
Ввиду отсутствия письменных памятников описаний древней народной медицины Алтая не сохранилось. Однако А. С. Кодкин собрал из старых китайских летописей и других литературных источников следующие сведения о народной медицине Алтая. В далеком прошлом черника употреблялась при расстройствах кишечника, китайский лимонник и маралий корень — при утомлении, первоцвет Далласа (примула Далласа) — для успокоения кашля, трава чернокудрявка — от водянки живота, колба — как противоскорбутное средство. А. С. Кодкин упоминает также о том, что алтайцы умели перевязывать раны, делать прижигания, знали целебные свойства змеиного яда и пантов, при ожогах и кожных заболеваниях делали примочки из сока облепихи, широко пользовались мазью ярь — медянкой для лечения венерических заболеваний.
- Читать далее "Народные средства животного происхождения. Панты в долголетии Алтайцев"
Оглавление темы "Образ жизни и медицина долгожителей":1. Трудовой и бытовой анамнез русских долгожителей Алтая
2. Состояние здоровья алтайских долгожителей. Смертность среди долгожителей
3. Генетические факторы долголетия Алтайцев. Гетерозис
4. Роль гетерозиса в долголетии человека. Формы семьи у долгожителей Алтая
5. Изоляты среди алтайских долгожителей. Группа крови у долгожителей
6. Экологические факторы долголетия. Влияние труда на продолжительность жизни
7. Жилище и одежда долгожителей. Питание как залог долголетия
8. Медицина долгожителей. Народная медицина долголетия алтайцев
9. Народные средства животного происхождения. Панты в долголетии Алтайцев
10. Лечение растительными средствами у долгожителей. Растительные средства долголетия